Форум: ЕСПЧ
Дело №.: 13274/08
Дата приговора: 5 декабря 2019 г.

Факты

Оба заявителя являются гражданами Азербайджана. В ноябре 2006 г. первый заявитель, Рафиг Тагиев, написал статью для Санат Газети газета (где второй заявитель, Самир Гусейнов, был главным редактором) в рамках серии статей, в которых сравнивались западные и восточные ценности, а также роль религиозных традиций в формировании таких ценностей. Статья под названием «Европа и мы» вызвала критику со стороны некоторых азербайджанских и иранских религиозных деятелей и групп. Один из видных религиозных лидеров Ирана аятолла Мухаммад Фазель Ланкарани издал религиозную фетву, призывающую к смерти заявителей.

После публикации статьи в отношении заявителей было возбуждено уголовное дело по статье 283 Уголовного кодекса Азербайджана, запрещающей «разжигание религиозной ненависти». Районный суд вынес решение о содержании заявителей под стражей до суда.

Также была заказана судебно-лингвистическая и исламская оценка статьи. В итоговом отчете определенные замечания, в частности, касающиеся морали в исламе, пророка Мухаммеда, мусульман, живущих в Европе, и восточных философов, были названы разжигающими религиозную ненависть и вражду.

В мае 2007 г. на основании подготовленного заключения национальный суд признал заявителей виновными и приговорил их к трем и четырем годам лишения свободы соответственно. В декабре 2007 года заявители были освобождены из тюрьмы после помилования президентом, проведя в заключении более одного года.

Заявители жаловались на то, что их осуждение за публикацию явилось необоснованным вмешательством в их право на свободу выражения мнения по статье 10 в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека («ЕКПЧ»).

В 2011 году Рафиг Тагиев был зарезан неизвестным лицом, когда возвращался домой с работы. Его убийство является частью отдельное дело о праве на жизнь ожидает рассмотрения в Европейском суде. Производство по делу завершено, и дело ожидает решения. EHRAC вместе с независимым азербайджанским юристом-правозащитником представляет в этом деле жену Тагиева Майилу.

Суждение

Применяя ст. 10, Суд отметил, что не оспаривается, что осуждение заявителей по уголовному делу составило вмешательство в их право на свободу выражения мнения. Это вмешательство было «предусмотрено законом», поскольку оно было основано на национальном законодательстве (статья 283 Уголовного кодекса) и было направлено на защиту прав других лиц и предотвращение беспорядков. Суд установил, что статья 283 была «доступной и предсказуемой» и преследовала законные цели «защиты прав других лиц» и «предотвращения беспорядков». Центральный вопрос для Суда заключался в том, были ли приговоры «необходимы в демократическом обществе».

Европейский суд установил, что азербайджанские суды не смогли установить баланс между двумя основными правами в этом деле: 1) правом заявителей сообщать общественности свои взгляды на религию в прессе; 2) и право других на уважение их свободы мысли, совести и религии.

Суд также установил, что национальные суды не смогли оправдать осуждение заявителей «относящимися и достаточными» причинами. Национальные суды просто одобрили заключение судебно-медицинской экспертизы, не объяснив, почему определенные замечания в статье были выделены как составляющие разжигание религиозной ненависти и вражды, и, следовательно, не смогли провести надлежащее судебное рассмотрение дела. Суд постановил, что национальные суды не провели никакой оценки замечаний, изучив их «в общем контексте статьи», и не смогли оценить «намерения автора» и «общественный интерес обсуждаемого вопроса».

Примечательно, что Суд установил, что в деле не было «никакого оправдания» для таких «суровых санкций», а именно лишения свободы заявителей. Столь суровая санкция может «отговорить прессу от открытого обсуждения религии и ее роли в обществе» и в целом оказать «сдерживающее воздействие на свободу выражения мнения в Азербайджане».

Суд пришел к выводу, что осуждение заявителей было несоразмерным и, следовательно, не было «необходимым в демократическом обществе» и, таким образом, нарушало ст. 10.

Суд присудил заявителям 12 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Комментарий

Важным лейтмотивом этого дела является рассмотрение Судом баланса вмешательства в право на свободу выражения мнения, основанного на религиозных правах других.

Власти Азербайджана утверждали, что осуждение заявителей также удовлетворило насущную социальную потребность, поскольку их статья содержала оскорбительные нападки на ислам и оскорбляла и оскорбляла религиозные чувства. Суд, с другой стороны, пришел к выводу, что из чтения всего текста статьи стало ясно, что она в основном представляла собой сравнение западных и европейских ценностей и поэтому должна рассматриваться не только в контексте религиозных убеждений, но и в обсуждение вопроса, представляющего общественный интерес, а именно роли религии в обществе.

Суд отметил, что «терпимость и уважение к равному достоинству всех людей составляют основу демократического плюралистического общества», и что «может считаться необходимым в демократических обществах санкционировать или даже предотвращать все формы выражения мнений, которые распространяются. подстрекают, поощряют или оправдывают насилие или ненависть на основе нетерпимости ». При оценке такого баланса Суд также подчеркнул важность рассмотрения контекста статьи, содержания и намерений автора, что соответствует его более раннему подходу в Параскевопулос - Греция (Nо. 64184/11, 2018).

Этот случай хорошо иллюстрирует враждебную среду для дебатов по вопросам, представляющим общественный интерес, и риски, которые это влечет за собой для тех, кто осмеливается инициировать такие обсуждения в Азербайджане, как это сделали заявители в этом деле. Он также подтверждает системную проблему, очевидную в неспособности азербайджанской судебной системы обеспечить подлинный судебный надзор и поддерживать верховенство закона в делах, касающихся основных прав человека.

Прочтите полное суждение и Суда пресс-релиз на HUDOC.

Published: 15 Sep 2020 | By Başak Küçük

Tagiyev and Huseynov v Azerbaijan

Case Summary

First applicant, Rafig Tagi, and second applicant, Samir Huseynov, on trial in Baku, Azerbaijan, 5 March 2007 (PHOTO: AP/Aida Sultanova)

Forum: ECtHR
Case No.: 13274/08
Judgment date: 5 December 2019

Facts

The two applicants are Azerbaijani nationals. In November 2006 the first applicant, Rafig Tagiyev, wrote an article for Sanat Gazeti newspaper (where the second applicant, Samir Huseynov, was editor-in-chief) as part of a series that compared Western and Eastern values, and the roles that religious traditions play in forming such values. The article, entitled “Europe and Us”, led to criticism from some Azerbaijani and Iranian religious figures and groups. One of the prominent religious leaders of Iran, Ayatollah Muhammad Fazel Lankarani, issued a religious fatwa calling for the applicants’ death.

After the article’s publication, criminal proceedings were initiated against the applicants under Article 283 of Azerbaijan’s Criminal Code, which prohibits “incitement to religious hatred”. A district court ordered the applicants’ detention pending trial.

A forensic linguistic and Islamic assessment of the article was also ordered. The resulting report labelled certain remarks, in particular those concerning morality in Islam, the Prophet Muhammad, Muslims living in Europe, and Eastern philosophers, as constituting incitement to religious hatred and hostility.

In May 2007, based on the commissioned report, the domestic court found the applicants guilty and sentenced them to three and four years’ imprisonment, respectively. In December 2007 the applicants were released from prison following a presidential pardon, having spent more than one year in detention.

The applicants complained that their criminal conviction for the publication had amounted to an unjustified interference with their Article 10 right to freedom of expression under the European Convention on Human Rights (“ECHR”).

In 2011 Rafig Tagiyev was stabbed to death by an unknown assailant as he returned home from work. His murder is part of a separate, right to life case pending before the European Court. The proceedings have been finalized, and the case is now awaiting judgment. EHRAC, together with an independent Azerbaijani human rights lawyer, represent Tagiyev’s wife Mayila in this case.

Judgment

Applying Art. 10, the Court noted that it was not in dispute that the applicants’ criminal conviction had amounted to an interference with their right to freedom of expression. That interference was “prescribed by law” insofar as it had a basis in national law (Article 283 of the Criminal Code) and had aimed at protecting the rights of others and preventing disorder. The Court found that Article 283 was “accessible and foreseeable” and pursued the legitimate aims of “protection of the rights of others” and “prevention of disorder”. The central question for the Court was whether the convictions were “necessary in a democratic society”.

The European Court found that the Azerbaijani courts had failed to strike a balance between two fundamental rights in this case: 1) the right of the applicants to impart to the public their views on religion in the press; 2) and the right of others to respect for their freedom of thought, conscience, and religion.

The Court further found that the domestic courts had failed to justify the applicants’ conviction with “relevant and sufficient” reasons. The domestic courts had merely endorsed the forensic report, without giving any explanation as to why certain remarks in the article had been singled out as constituting incitement to religious hatred and hostility, therefore failing to conduct proper judicial examination of the case. The Court held that the domestic courts had failed to carry out any assessment of the remarks by examining them “within the general context of the article” and had failed to assess the “author’s intention” and the “public interest of the matter discussed”.

Notably, the Court found that the case did not present “any justification” for such “severe sanctions”, namely the imprisonment of the applicants. Such a severe sanction could “dissuade the press from openly discussing religion and its role in society” and generally have a “chilling effect on freedom of expression in Azerbaijan”.

The Court concluded that the applicants’ conviction had been disproportionate and had therefore not been “necessary in a democratic society” and thus had been in violation of Art. 10.

The Court awarded the applicants €12,000 euros each in non-pecuniary damage.

Comment

An important keynote to this case is the consideration of the Court with regard to the balance of interferences with the right to freedom of expression based on the religious rights of others.

The Azerbaijani Government had argued that the applicants’ conviction had also met a pressing social need as their article had been an abusive attack on Islam and had offended and insulted religious feelings. The Court, on the other hand, found that it was clear from reading the whole text of the article that it had mainly been a comparison of Western and European values and should therefore be examined not only in the context of religious beliefs, but also in that of a debate on a matter of public interest, namely the role of religion in society.

The Court noted that “tolerance and respect for the equal dignity of all human beings constitute the foundations of a democratic, pluralistic society”, and that it “may be considered necessary in democratic societies to sanction or even prevent all forms of expression which spread, incite, promote or justify violence or hatred based on intolerance”. When assessing such balance the Court also emphasised the importance of reviewing the article’s context, the content and the intention of the author, which is in line with its earlier approach in Paraskevopoulos v Greece (No. 64184/11, 2018).

This case well illustrates the hostile environment for debates on matters of public interest and the risks that it entails for those who dare to initiate such discussions in Azerbaijan, such as the applicants in this case did. It further reiterates the systemic problem apparent in the Azerbaijani judiciary’s inability to ensure genuine judicial oversight and uphold the rule of law in cases involving fundamental human rights.

Read the full judgment and the Court’s press release on HUDOC.