Развозжаев против России и Украины и Удальцов против России

22 июня 2020 г.
Razvozzhayev v. Russia & Ukraine and Udaltsov v. Russia

Форум: Европейский суд по правам человека («ЕСПЧ»)
Дело №.: 75734/12 и еще 2
Дата приговора: 19 ноября 2019 г. 

Факты

Претенденты - граждане России и жители Москвы.

Г-н Удальцов был одним из организаторов протестов против предполагаемых злоупотреблений и фальсификаций на выборах в Государственную Думу России и президентских выборах, состоявшихся на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года. Митинг перерос в столкновения между демонстрантами и ОМОНом. Позже власти возбудили уголовное дело по факту предполагаемых массовых беспорядков и актов насилия против полиции.

5 октября 2012 года проправительственный телеканал показал пропагандистский фильм, в котором утверждалось, что заявители планируют массовые беспорядки в России и обсуждают методы сбора средств из-за границы. Позднее против заявителей и других лиц было возбуждено уголовное дело по подозрению в сговоре с целью организации массовых беспорядков.

Впоследствии г-н Удальцов был помещен под домашний арест с февраля 2013 года до его осуждения в июле 2014 года, а его активы были заморожены после окончания уголовного производства.

Г-н Развозжаев был помощником депутата Государственной Думы во время протестов. Он сбежал в Киев 19 октября 2012 года, чтобы подать прошение о предоставлении убежища. Позже г-н Развозжаев заявил, что он был похищен в Киеве неустановленными лицами и привезен обратно в Россию против его воли, где его пытали и заставили признаться в преступном сговоре с целью организации массовых беспорядков. Г-н Развозжаев утверждал, что его похитители были российскими государственными агентами, действовавшими при молчаливой поддержке украинских властей. Он представил показания очевидцев похищения.

В июле 2014 года Московский городской суд признал обоих заявителей виновными в организации массовых беспорядков и приговорил каждого к четырем с половиной годам лишения свободы. Первый заявитель также был признан виновным в незаконном пересечении границы. Позже их апелляции были отклонены.

Заявители жаловались на нарушения ст. 3, 5, 6, 10, 11 и 18, а также ст. 1 Протокол 1. ЕСПЧ счел целесообразным рассмотреть обе жалобы совместно в рамках единого постановления из-за схожести их предмета.

Суждение

Развозжаев

Во-первых, ЕСПЧ установил нарушение Украиной и Россией процессуальных гарантий по ст. 3 и ст. 5 на том основании, что ни одно из государств-ответчиков не предприняло необходимых шагов для проведения эффективного расследования утверждений г-на Развозжаева о похищении и жестоком обращении, даже несмотря на то, что его утверждения были правдоподобными.

Во-вторых, ЕСПЧ постановил, что Россия нарушила ст. 6 (1) (3) (b) в связи с чрезмерно интенсивным графиком слушаний г-на Развозжаева и длительными переводами в тюрьму. Его содержание в стеклянной кабине в зале суда также было нарушением ст. 6 (1) (3) (b) и (c).

В-третьих, ЕСПЧ установил нарушение ст. 8 из-за отказа властей разрешить г-ну Развозжаеву посетить его тяжело больную мать и впоследствии присутствовать на ее похоронах, а также его перевод в удаленную тюрьму.

Г-н Удальцов

ЕСПЧ постановил, что имело место нарушение ст. 11 против г-на Удальцова, поскольку его осуждение не было соразмерно законной цели предотвращения беспорядков и преступлений и защиты прав других, а также дальнейшего нарушения ст. 1 Протокола № 1 в связи с незаконным замораживанием активов г-на Удальцова вне уголовного производства. Суд дополнительно подчеркнул «сдерживающий эффект» санкции на сторонников оппозиции и на общественность в целом.

Развозжаев и Удальцов                  

ЕСПЧ установил нарушения ст. 6 (1) России в отношении обоих заявителей в связи с явкой бывшего сообвиняемого в качестве свидетеля по уголовному делу заявителей после его осуждения в ходе отдельного ускоренного производства на основании сделки о признании вины без предварительного состязательного рассмотрения.

ЕСПЧ постановил, что Россия нарушила ст. 5 (3) в отношении обоих заявителей. Г-н Развозжаев содержался под стражей более одного года и девяти месяцев по основаниям, которые имели отношение к первоначальному задержанию, срок, но не достаточный для оправдания содержания его под стражей на такой длительный период. Аналогичным образом, власти не смогли продемонстрировать сохраняющийся риск побега г-на Удальцова и повторного совершения преступления, чтобы оправдать продление его домашнего ареста на срок более семнадцати месяцев.

Суд присудил 11 000 евро и 4 000 евро г-ну Развозжаеву (должны быть уплачены соответственно Россией и Украиной) и 9 000 евро г-ну Удальцову (будут выплачены Россией) в качестве компенсации морального вреда.

Комментарии

Протесты на Болотной площади стали реакцией гражданского общества на предполагаемые злоупотребления на выборах. Они представляли собой лишь один из крупнейших митингов оппозиции, наблюдавшихся во время правления президента Путина, но также привели к одному из самых жестких репрессий против гражданского общества со времен распада Советского Союза. Более 30 человек были официально обвинены властями в «массовых беспорядках», около 20 человек, включая заявителей, были осуждены. Позднее законы о протестах были ужесточены, и среди прочих мер были приняты Закон об НПО «Об иностранных агентах» и законодательство об ограничении доступа в Интернет.

Это не первое постановление ЕСПЧ по протестам (например, Фрумкин - Россия (№ 74568/12) - судятся EHRAC и ПЦ «Мемориал»). Но в предыдущих делах заявители были признаны виновными в участие в «массовых беспорядках». В настоящем деле обвинительные приговоры были вынесены организация «Массовые беспорядки».

Хотя ЕСПЧ вынес решение в пользу заявителей по большинству предполагаемых нарушений, в выводах было несколько упущенных возможностей, которые были рассмотрены несколькими судьями в особых и совпадающих мнениях.

Хотя г-н Развозжаев утверждал, что он был похищен на Украине российскими государственными агентами и возвращен в Россию при сотрудничестве украинских властей, Суд установил только нарушение процессуальных гарантий ст. 3 и ст. 5. Судьи Лемменс, Юдковска и Пинто де Альбукерке отметили, что было достаточно доказательств, чтобы сделать вывод о существенном нарушении как ст. 3 и ст. 5 как Россией, так и Украиной.

Что наиболее важно, большинство признало неприемлемой жалобу г-на Развозжаева по ст. 11 потому, что, по их мнению, он заставил несколько человек прорваться через кордон милиции на Болотной площади, что привело к эскалации насилия. Таким образом, его действия, как постановили судьи, не подпадают под понятие «мирное собрание».

Но несогласные судьи утверждали, что намерения г-на Развозжаева необходимо изучить более подробно. В частности, они отметили показания свидетеля, который говорил о «подталкивании [движения] полицейского кордона к согласованным границам места проведения собрания», что, по утверждению несогласных судей, не было твердым основанием для того, чтобы считать, что г-н Развозжаев поведение не было «мирным».

Строгий подход, принятый большинством, может привести к более слабой защите права на свободу мирных собраний в будущем.

Прочтите полное постановление о HUDOC.

Дополнительную информацию см. В блоге EHRAC: 'Российским властям не удалось обеспечить право на протест во время демонстрации на Болотной площади 6 мая 2012 г.'.

Published: 22 Jun 2020 | By Tim Mosk

Razvozzhayev v. Russia & Ukraine and Udaltsov v. Russia

Case Summary

Forum: European Court of Human Rights (“ECtHR”)
Case No.: 75734/12 and 2 others
Judgment date: 19 November 2019 

Facts

The applicants are Russian nationals and residents of Moscow.

Mr. Udaltsov was one of the organisers of protests against alleged abuses and falsifications in the elections to Russia’s State Duma and the presidential elections held on Moscow’s Bolotnaya Square on 6 May 2012. The rally escalated into confrontations between demonstrators and riot police. The authorities later opened a criminal investigation into alleged mass disorder and violent acts against the police.

On 5 October 2012 a pro-government TV channel aired a propaganda film which claimed that the applicants were planning mass riots in Russia and discussing methods of raising funds from abroad. A criminal investigation into suspected conspiracy to organise mass disorder was later opened against the applicants and others.

Subsequently, Mr. Udaltsov was placed under house arrest, from February 2013 until his conviction in July 2014, and his assets were frozen beyond the end of the criminal proceedings.

Mr. Razvozzhayev was an assistant to a State Duma deputy at the time of the protests. He fled to Kyiv on 19 October 2012 to apply for asylum. Mr. Razvozzhayev later stated that he was abducted in Kyiv by unidentified individuals and driven back to Russia against his will, where he was tortured and forced to confess to the offence of conspiracy to organize mass riots. Mr. Razvozzhayev alleged that his kidnappers were Russian state agents acting with the tacit support of the Ukrainian authorities. He presented statements of eyewitnesses to the abduction.

In July 2014 the Moscow city court found both applicants guilty of organising mass disorder and sentenced them each to four and a half years in prison. The first applicant was also found guilty of unlawful border crossing. Their appeals were later rejected.

The applicants complained of violations under Art. 3, 5, 6, 10, 11 and 18, and Art. 1 Protocol 1. The ECtHR found it appropriate to examine both applications jointly in a single judgment because of their similar subject matter.

Judgment

Mr. Razvozzhayev

Firstly, the ECtHR found a violation by Ukraine and Russia of the procedural guarantees under Art. 3 and Art. 5 on the grounds that neither of the respondent States had taken the necessary steps to carry out an effective investigation into Mr. Razvozzhayev’s allegations of abduction and ill-treatment, even though his claims were plausible.

Secondly, the ECtHR held that there had been a violation by Russia of Art. 6(1)(3)(b) on account of Mr. Razvozzhayev’s excessively intense hearing schedule and lengthy prison transfers. His confinement in a glass cabin in the courtroom was also in violation of Art. 6(1)(3)(b) and (c).

Thirdly, the ECtHR found a violation of Art. 8 by Russia on account of the refusal by the authorities to permit Mr. Razvozzhayev to visit his seriously ill mother, and subsequently to attend her funeral, as well as his transfer to a remote prison.

Mr. Udaltsov

The ECtHR held that there had been a violation of Art. 11 by Russia against Mr. Udaltsov, because his conviction was not proportionate to the legitimate aim of preventing disorder and crime and protecting the rights of others, as well as a further violation of Art. 1 of Protocol No. 1 because of the the unlawful freezing of Mr. Udaltsov’s assets beyond the criminal proceedings. The Court additionally stressed the “chilling effect” of the sanction on opposition supporters and on the public at large.

Mr. Razvozzhayev and Mr. Udaltsov                  

The ECtHR found violations of Art. 6(1) by Russia as regards to both applicants on account of the appearance of a former co-defendant as a witness in the applicants’ criminal case after his conviction in separate accelerated proceedings based on plea bargaining without prior adversarial scrutiny.

The ECtHR held that there has been a violation by Russia of Art. 5(3) as regards both applicants. Mr. Razvozzhayev was detained for more than one year and nine months on grounds which were relevant for the initial detention, period  but not sufficient to justify remanding him in custody for such an extended period. Likewise, the authorities failed to demonstrate the persistent risk of Mr. Udaltsov absconding and reoffending to justify the extensions of his house arrest for a period of over seventeen months.

The Court awarded €11,000 and €4,000 to Mr, Razvozzhayev (to be paid respectively by Russia and Ukraine) and €9,000 to Mr. Udaltsov (to be paid by Russia) in non-pecuniary damages.

Comments

The Bolotnaya Square protests were a reaction by civil society to alleged electoral abuses. They only constituted one of the largest opposition rallies witnessed during the administration of President Putin, but also resulted in one of the harshest crackdowns on civil society since the collapse of the Soviet Union. More than 30 people were officially accused by the authorities of “mass disorder”, and around 20 people, including the applicants, were convicted. Protest laws were later tightened, and the NGO Law on “Foreign Agents” and internet restriction legislation were adopted, among other measures.

This is not the first ECtHR judgment relating to the protests (e.g. Frumkin v Russia (No. 74568/12) – litigated by EHRAC and Memorial HRC). But in previous cases, the applicants had been convicted of participation in “mass disorder”. In the present case, the convictions were for organising “mass disorder”.

While the ECtHR ruled in favour of the applicants on most of the alleged violations, there were several missed opportunities in the findings, which were addressed by several judges in dissenting and concurring opinions.

Although Mr. Razvozzhayev argued that he had been abducted in Ukraine by Russian state agents and brought back to Russia with the cooperation of the Ukrainian authorities, the Court only found a violation of the procedural guarantees of Art. 3 and Art. 5. Judges Lemmens, Yudkivska and Pinto de Albuquerque commented that there was sufficient enough evidence to have concluded that there was also a substantive violation of both Art. 3 and Art. 5 by both Russia and Ukraine.

Most significantly, the majority declared inadmissible Mr. Razvozzhayev’s complaint under Art. 11 because, in their opinion, he had led a number of individuals to break through the police cordon on Bolotnaya Square, which had resulted in an escalation of violence. His acts, the judges ruled, therefore fell outside the notion of “peaceful assembly”.

But the dissenting judges argued that Mr. Razvozzhayev’s intentions had to be scrutinised in greater detail. In particular, they noted the testimony of a witness who spoke of “push[ing] the police cordon back to the agreed limits of the meeting venue”, which, the dissenting judges claimed, was not a firm basis for holding that Mr. Razvozzhayev’s conduct was not “peaceful”.

The strict approach adopted by the majority may result in weaker protections of the right to freedom of peaceful assembly in the future.

Read the full judgment on HUDOC.

For more context, see EHRAC’s blog: ‘Russian authorities failed to ensure the right to protest during the 6 May 2012 Bolotnaya Square demonstration’.