Судебная самооборона в контексте домашнего насилия: интервью с Мари Давтян

30 ноября 2020
Litigating self-defence in a domestic violence context: Interview with Mari Davtyan

EHRAC поговорил с российским юристом Мари Давтян о ее работе и недавнем участии в Виртуальный круглый стол экспертов EHRAC по судебной самозащите в контексте домашнего насилия.

Мари впервые начала судебные разбирательства по делам о домашнем насилии в 2008 году, когда она присоединилась к женской НПО вскоре после окончания университета.

«Когда мы начали работать над этой проблемой, она, знаете ли, была на обочине», - сказала Мари. «И многие эксперты, юристы, судьи считали, что это не очень большая проблема для нас в России, что это семейные дела, частные дела, а не вопросы прав человека. Сегодня об этом так не говорят. . . [Теперь мы понимаем], что у нас очень большая проблема, и что это структурная и системная проблема для российского общества и российской правовой системы ».

Мари сейчас возглавляет Консорциум женских НПО, одна из ведущих организаций, занимающихся защитой жертв домашнего насилия в России.

«Мы рассматриваем дела по всей России, - сказала Мари, - и у нас есть очень большой проект, в рамках которого мы оказываем юридическую помощь жертвам домашнего насилия. Сегодня с нами работает более 100 юристов, в этом году у нас более 150 дел, и я думаю, около 1000 консультаций с отдельными женщинами ».

Мари и ее коллеги также выступают за внедрение международных стандартов защиты жертв домашнего насилия на национальном уровне. «Фактически, это основная задача нашей организации».

Домашнее насилие частично декриминализовано в России с момента принятия нового законодательства в 2017 году. Защита была ослаблена за счет снижения наказания для нарушителей.

Маргарита Грачева (ФОТО: BBC)

Громкие дела также вынесли этот вопрос в общественное сознание. Мари представляла девушку по имени Маргарита Грачева, чей жестокий муж Дмитрий в 2017 году отрубил ей обе руки топором. Ее случай шокировал российское общество.

«[После декриминализации] многие женщины внезапно осознали, что находятся в ситуации домашнего насилия», - сказала Мари. «В то же время они поняли, что не могут найти никакой помощи со стороны полиции и правительства. Итак, женщинам приходилось искать любую помощь, которую они могли. И они начали предъявлять претензии женским НПО, нашим женским НПО и НПО наших коллег ».

Декриминализация также привела к безнаказанности преступников. «Многие женщины утверждали, что их партнеры начали говорить: Я могу все, и никто не может тебе помочь. Потому что домашнее насилие [больше] не является преступлением ».

«Это похоже на цепь», - сказала Мари. «Во-первых, они декриминализовали домашнее насилие. Затем женщины стали искать помощи. Они не могли найти помощи. Итак, они начали защищаться ». Жертвы домашнего насилия в России сейчас стоят перед суровым выбором: «умереть или сесть в тюрьму».

В уголовное преследование трех сестер Хачатурян - Крестина, Анджелина и Мария - стали популярной в России, выдвигая на первый план дебаты о самообороне. В июле 2018 года девочки-подростки убили своего жестокого отца, когда он спал в их московской квартире. Михаил Хачатурян годами подвергал своих дочерей физическому и психологическому насилию.

Ангелина (слева), Мария (в) и Крестина Хачатурян (ФОТО: BBC)

Мари, которая косвенно участвует в защите трех сестер, сказала, что российское общество ищет ответы. «Как такое могло случиться в Москве, в центре России?»

«Этот случай примечателен тем, что три очень молодые девушки убили своего отца. Это ситуация домашнего насилия. В этом очень большом вопросе содержится много-много других вопросов ».

Эти и другие вопросы обсуждались в сентябре 2020 года восемью судебными женщинами из России, Украины, Грузии, Армении и Азербайджана на виртуальный круглый стол экспертов, организованный EHRAC на предмет судебной самозащиты в контексте домашнего насилия.

«Самозащита и стандарты судебного разбирательства, связанные с самообороной, - это новый вопрос, довольно новый», - сказала Мари. «У нас пока нет очень хороших международных стандартов. Я очень рад, что EHRAC инициировал этот круглый стол, потому что нам нужно начать об этом говорить. Нам необходимо продвигать наше видение этих международных стандартов на международном уровне. Но мы можем сделать это только вместе ».

«Вот почему так важно видеть различия в практике в других странах», - добавила Мари, отметив преимущества, которые дает объединение опытных участников судебного процесса со всего бывшего Советского Союза. «У всех этих стран есть проблемы с гендерными стереотипами… ладно, в этом нет ничего нового… но мы также можем видеть, что у этих стран есть такая же проблема с проблемами, связанными с долгосрочным насилием [насилием, совершаемым в течение длительного периода времени]…»

Общие темы были выявлены в пробелах между законом и практикой по всему региону. «[Украина и Грузия] сталкиваются с той же проблемой, что следователи не хотят возбуждать дела о самообороне, а вместо этого возбуждают дела на основании убийства», - отметила Мари.

В России, несмотря на то, что самооборона является частью уголовного кодекса, а также постановление Верховного суда 2012 года об оправданности самообороны, прокуратура редко возбуждает уголовные дела о самообороне. «Это легче [для них], - сказала Мари, - и в основном обвинение жертв находится в умах следователей, адвокатов, судей».

Гендерные стереотипы создают серьезные препятствия для жертв домашнего насилия и их адвокатов. «Очень трудно поговорить со следователями о том, почему [жертвы] не могли защитить себя в момент нападения… [такие причины, как] он крупнее, сильнее, они действительно его боятся, у них нет силы защищаться. когда он напал на них, единственный шанс, который они видели, чтобы защитить себя, был после нападения ".

Мари сказала, что виртуальный круглый стол экспертов EHRAC полезен для нее, и упомянула, как он будет способствовать ее работе в будущем. «Во-первых, брифинг EHRAC был блестящим. Я прочитал его 3 или 4 раза. Во-вторых, мы действительно начали думать об определениях самообороны с нашими коллегами в России. Думаю, мы будем использовать его в нашей работе с национальными и международными организациями ».

Выступая перед EHRAC, Мари выразила свои надежды и опасения по поводу жертв домашнего насилия в России. С 2012 года она является членом рабочей группы Совета Федерации, занимающейся разработкой нового законопроекта о домашнем насилии. Мари открыто критиковала законопроект, который, по ее словам, не идет достаточно далеко.

«Сегодня мы можем сказать, что ничего не происходит… ничего… просто ничего… Последние изменения были внесены более года назад», - сказала Мари. «У нас был один черновик, потом его изменили и представили новый. И это было действительно плохо. Я говорил об этом много-много раз, потому что, например, физического насилия не было даже в проекте ».

Предлагаемые поправки к российской конституции заставили Мари и ее коллеги почувствовать большую необходимость в своих усилиях. «Вот почему мы пытаемся работать на национальном уровне… потому что я очень боюсь, что однажды мы не сможем использовать международный уровень. Это не паника. Это действительно могло случиться ».

Мари сослалась на затяжной конфликт между Европейским судом по правам человека и Конституционным судом России. за соблюдение постановления первого в 2012 г. Маркин против России, дело касающееся отпуска по уходу за ребенком.

«Я боюсь, что все эти поправки к нашей конституции, все эти новые законы, противоречащие международным актам, могут быть применены в наших делах, когда у нас есть решения Европейского суда по правам человека», - сказала Мари.

«Для нас это последний раз, когда мы реализуем его на национальном уровне. Нам нужно вывести это на национальный уровень сегодня, потому что завтра у нас может не быть шансов ».

Published: 30 Nov 2020

Litigating self-defence in a domestic violence context: Interview with Mari Davtyan

Interview

EHRAC spoke to Russian lawyer Mari Davtyan about her work and recent participation in EHRAC’s virtual expert roundtable on litigating self-defence in a domestic violence context.

Mari first began litigating cases of domestic violence in 2008 when she joined a women’s NGO shortly after graduating from university.

“When we started working on this issue, the issue was marginalised you know”, Mari said. “And many experts, lawyers, judges, thought that this was not a very big problem for us in Russia, that these are family cases, private cases, not human rights questions. Today nobody talks about it like this . . . [We now understand] that we have a very big problem, and that it is a structural and systemic problem for Russian society and the Russian legal system.”

Mari is now the head of the Consortium of Women’s NGOs, one of the foremost organisations working to protect victims of domestic violence in Russia.

“We take cases all over Russia,” Mari said, “and we have a very big project in which we provide legal aid for victims of domestic violence. We have more than 100 lawyers working with us today, this year we have more than 150 cases, and I think about 1000 consultations with individual women.”

Mari and her colleagues also push for the implementation of international standards of protections for victims of domestic violence on the national level. “It’s the main task of our organisation, actually.”

Domestic violence has been partially decriminalized in Russia since new legislation was introduced in 2017. Protections were weakened by reducing punishments for abusers.

Margarita Gracheva (PHOTO: BBC)

High-profile cases also thrust the issue into the public consciousness. Mari has been representing a young woman named Margarita Gracheva, whose abusive husband, Dimitri, chopped off both her hands with an axe in 2017. Her case shocked Russian society.

“[Since decriminalization] many women suddenly understood that they were in a situation of domestic violence”, Mari said. “At the same time, they understood that they couldn’t find any assistance from police and government. So, women had to seek out any help they could. And they started making claims to women’s NGOs, our women’s NGO, and the NGOs of our colleagues.”

Decriminalisation also handed impunity to perpetrators. “Many women claimed that their partners started to say: I can do anything, and nobody can help you. Because domestic violence is [no longer] a crime.”

“It’s like a chain”, Mari said. “First of all, they decriminalized domestic violence. Then women started to seek out help. They couldn’t find help. So, they started to defend themselves.” Victims of domestic violence in Russia are now faced with a stark choice: “Die or go to jail.”

The prosecution of the three Khachaturyan sisters – Krestina, Angelina, and Maria – has become a cause célèbre in Russia, bringing debates about self-defence to the fore. In July 2018, the teenage girls killed their abusive father as he slept in their Moscow flat. Mikhail Khachaturyan had physically and psychologically abused his daughters for years.

Angelina (L), Maria (C) & Krestina Khachaturyan (PHOTO: BBC)

Mari, who is indirectly involved in the defence of the three sisters, said that Russian society is looking for answers. “How could this happen in Moscow, in the centre of Russia?”

“This case is remarkable because three very young girls have killed their father. It’s a situation of domestic violence. In this one very big question are contained many, many other questions.”

These questions and others were discussed in September 2020 by eight female litigators from Russia, Ukraine, Georgia, Armenia, and Azerbaijan, at a virtual expert roundtable convened by EHRAC on the subject of litigating self-defence in the context of domestic violence.

“Self-defence, and standards of litigation surrounding self-defence, is a new issue, quite new”, said Mari. “We do not have very good international standards yet. I’m very glad that EHRAC initiated this roundtable because we need to start talking about it. We need to push our vision of these international standards on an international level. But we can only do it together.”

“That’s why it’s important to see differences in practices in other countries”, Mari added, remarking on the benefits offered by bringing together expert litigators from across the former Soviet Union. “All these countries have problems with gender-based stereotypes… okay, that’s nothing new… but we can also see that these countries have the same problem with issues around long-term violence [violence perpetrated over a long period of time] …”

Common themes were identified in the gaps between law and practice across the region. “[Ukraine and Georgia] have the same problem that investigators do not want to initiate cases on self-defence, but initiate cases on the grounds of homicide instead”, Mari noted.

In Russia, despite self-defence being part of the criminal code, as well as a 2012 Supreme Court ruling on the justifiability of self-defence, prosecutors rarely initiate criminal cases on self-defence. “It’s easier [for them]”, Mari said, “and mostly victim-blaming is on the minds of investigators, lawyers, judges.”

Gender-based stereotypes pose significant obstacles for victims of domestic violence and their lawyers. “It is very hard to talk to investigators about why [victims] could not defend themselves at the moment of attack… [reasons like] he’s bigger, he’s stronger, they’re really afraid of him, they don’t have power to defend themselves when he attacked them, that the only chance they saw to defend themselves was after the attack.”

Mari expressed how useful she found EHRAC’s virtual expert roundtable, and mentioned ways that it will inform her work in the future. “First of all, EHRAC’s briefing paper was brilliant. I read it 3 or 4 times. Secondly, we really started to think about definitions of self-defence with our colleagues in Russia. I think we will use it in our work with national and international bodies.”

Speaking to EHRAC, Mari expressed her hopes and fears for victims of domestic violence in Russia. Since 2012, she has been a member of a Federation Council working group involved in the drafting of a new proposed law on domestic violence. Mari has been vocal in her criticism of the draft bill, which she says does not go far enough.

“Today we can say that nothing is happening… nothing… just nothing… The last changes were made over a year ago”, said Mari. “We had one draft, and after that they changed it and presented a new one. And it was really bad. I’ve talked about it many, many times because, for example, physical abuse was not even in the draft.”

Proposed amendments to the Russian constitution have caused Mari and her colleagues to feel a greater sense of urgency in their efforts. “That’s why we are trying to work on the national level… because I’m really afraid that, one day, we won’t be able to use the international level. It’s not a panic. It could really happen.”

Mari cited the protracted conflict between the European Court of Human Rights and Russia’s Constitutional Court over compliance with the former’s 2012 ruling in Markin v Russia, a case that concerned parental leave.

“I’m afraid that all of these amendments to our constitution, all of these new laws against international acts, could be implemented in our cases when we have judgments from the European Court of Human Rights”, said Mari.

“It’s the last time for us to implement it on the national level. We need to force it onto the national level today because tomorrow we may not have a chance.”

Find out more

EHRAC convenes first virtual expert roundtable on litigating self-defence in the context of domestic violence (News) 
EHRAC briefing paper on litigating self-defence in the context of domestic violence (Resource)