Ходорковский и Лебедев против России (№2)

19 июня 2020 г.
Khodorkovskiy and Lebedev v Russia (No.2)

Форум: ЕСПЧ
Дело №:
51111/07 и 42757/07
Дата приговора: 14 января 2020 г.

Факты

Заявители - российские граждане и бывшие руководители нефтяной компании ЮКОС, которые были осуждены за уклонение от уплаты налогов и мошенничество в 2005 году. По истечении срока наказания заявители остались в заключении по новым обвинениям в хищении и отмывании денег. Их обвинили в незаконном присвоении крупных объемов нефти у дочерних компаний ЮКОСа и отмывании прибыли путем продажи нефти через сеть аффилированных торговых компаний, за что они были осуждены и приговорены к четырнадцати годам лишения свободы в 2010 году. поддержал обвинительные приговоры заявителей и отклонил доводы о том, что они не виновны и что судебный процесс был политически мотивированным. Однако суд постановил незначительное смягчение их приговоров.

Еще три апелляции, в том числе Верховный суд России в январе 2014 года, подтвердили обвинительный приговор заявителям. Верховный суд также постановил освободить г-на Лебедева, поскольку он отбыл наказание, а также постановил не отбывать оставшийся срок тюремного заключения г-ну Ходорковскому в связи с указом президента от 20 декабря 2013 г., которым он был помилован.

Суждение

ЕСПЧ установил, что имело место множественное нарушение ст. 6 (1) (справедливое судебное разбирательство) в сочетании со ст. 6 (3) (d), по сути отказывая заявителям в справедливом судебном разбирательстве и состязательности разбирательства по их делу. Хамовнический районный суд необоснованно отказал заявителям в возможности допроса экспертов, заключения которых были использованы против них, отказался принять доказательства, предложенные заявителями, и не вызвал и не допросил свидетелей. На суде заявители содержались в стеклянной пристани вдали от своих адвокатов, что равносильно ненужному ограничению их права на эффективное участие в разбирательстве и на получение практической и эффективной юридической помощи.

Нет нарушения ст. 6 (1) был признан в отношении независимости и беспристрастности судьи Хамовнического районного суда. ЕСПЧ постановил, что информация, предоставленная судьей, который утверждал, что подслушивал телефонный разговор между прокурором и неустановленным лицом, недостаточна для преодоления презумпции личной беспристрастности судьи. Спонтанные высказывания в адрес журналистов (которые были быстро исправлены) тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина также не являлись нарушением ст. 6 (2) (презумпция невиновности).

ЕСПЧ установил дальнейшее нарушение ст. 7, поскольку заявители не могли предвидеть, что их деятельность будет приравниваться к отмыванию денег согласно соответствующему законодательству. Решение Правительства о переводе заявителей из исправительных колоний в следственные изоляторы также нарушило ст. 8, поскольку это без необходимости мешало заявителям длительно посещать родственников.

Нарушения ст. 18 в сочетании со ст. 6, ст. 7 или ст. 4 Протокола 7. Заявители не представили Суду никаких новых обстоятельств, которые он не рассматривал в предыдущих делах, возбужденных заявителями (см. Ходорковский и Лебедев против России, Программы. №№ 11082/06 и 13772/05, 25.07.13, § 909). Суд также отметил, что он не рассматривал жалобу заявителей по ст. 18, чтобы представить фундаментальный аспект дела, и чтобы суть жалобы была рассмотрена в соответствии со ст. 6, ст. 7 и ст. 4 Prot. 7. Далее он постановил, что нарушение ст. 18 в сочетании со ст. 8, поскольку закон о посещениях тюрем применялся неизбирательно.

ЕСПЧ удовлетворил жалобу заявителей по ст. 4 Протокола № 7 (право не быть судимым или наказанным дважды) быть неприемлемым, поскольку оно было явно необоснованным.

Заявители не требовали судебных издержек и издержек из-за тяжелого бремени, которое Суд возложил на государственный бюджет в виде суммы, присужденной в Нефтяная компания ЮКОС против России (Справедливое удовлетворение) Приложение № 14902/04, 31.07.2014

Комментарий

Ходорковский и Лебедев против России (№2) было последним в серии дел, возбужденных заявителями в ЕСПЧ в связи с их уголовным преследованием в России. Они неоднократно ссылались на статью 18 в своих делах, жалуясь на политическую подоплеку возбужденного против них уголовного дела.

Пока что суд не установил нарушений ст. 18 по любому из дел, возбужденных заявителями. Никаких новых доказательств по настоящему делу представлено не было, поэтому Суд отклонил жалобу заявителей, посчитав ее материально такой же, как жалоба в предыдущем деле.

Интересно отметить подход Суда к жалобе по статье 18 в отношении ст. 6, 7 и 4 Протокола 7. Суд счел, что не возникло отдельного вопроса по статье 18 в отношении этих положений на том основании, что они не представляют собой «фундаментальный аспект» дела. Эта аргументация важна, поскольку Суд рассмотрел (хотя и кратко) эти положения по существу, а не постановил, что ст. 18 быть неприменимым к Ст. 6 и 7 на том основании, что они не являются ограниченными правами. Подход Суда к применимости ст. 18 к Ст. 6 был непоследовательным, и в предыдущих делах он полностью отклонял такие жалобы как неприемлемые на основании неприменимости.

Судя по подходу Суда к данному делу, в будущем он может сделать вывод о нарушении ст. 18 со ст. 6 в случае, когда политическая мотивация считается фундаментальным аспектом.

Прочтите полное суждение о HUDOC.

Более подробный анализ применимости статьи 18 к статье 6 см. В этом блоге, авторами которого являются Джессика Гаврон и Рамуте Ремезайте из EHRAC: https://www.ejiltalk.org/has-the-ecthr-in-mammadov-464-opened-the-door-to-findings-of-bad-faith-in-trials/

Published: 19 Jun 2020 | By Tom Kiernan

Khodorkovskiy and Lebedev v Russia (No.2)

Case Summary

Forum: ECtHR
Case No:
51111/07 and 42757/07
Judgment Date: 14 January 2020

Facts

The applicants are Russian nationals and former senior executives of the Yukos Oil Company who were convicted of tax evasion and fraud in 2005. When their sentences expired, the applicants remained imprisoned facing new charges of embezzlement and money laundering. They stood accused of misappropriating large amounts of oil from Yukos’ subsidiaries and laundering the profits by selling the oil through a chain of affiliated trading companies, for which they were convicted and sentenced to fourteen years imprisonment in 2010. On appeal, the Moscow City Court upheld the applicants’ convictions and rejected arguments that they were not guilty and that the trial had been politically motivated. The court did, however, order a minor reduction in their sentences.

Three further appeals, including by Russia’s Supreme Court in January 2014, upheld the applicants’ convictions. The Supreme Court also ordered Mr Lebedev to be released as he had served his sentence, and further ordered that the remainder of Mr Khodorkovskiy’s prison sentence was not to be served due to a Presidential Decree of 20 December 2013 which pardoned him.

Judgment

The ECtHR found that there had been multiple violations of Art. 6(1) (fair hearing) in conjunction with Art. 6(3)(d), in essence denying applicants a fair trial and adversarial proceedings in their case. The Khamovnicheskiy District Court unjustifiably denied the applicants the possibility to cross-examine experts whose reports were used against them, refused to admit evidence proposed by the applicants, and failed to summon and examine a witness for them. At trial, the applicants had been held in a glass dock away from their lawyers, which amounted to an unnecessary restriction of their right to participate effectively in the proceedings and to receive practical and effective legal assistance

No violation of Art. 6(1) was found regarding the independence and impartiality of the trial judge at Khamovnicheskiy District Court. The ECtHR held that information provided by a trial attendant, who claimed to have overheard a phone conversation between a prosecutor and an unidentified person, was insufficient to overcome the presumption of the personal impartiality of a judge. Neither did spontaneous remarks to journalists (which were quickly corrected) made by the then Prime Minister of Russia, Vladimir Putin, amount to a violation of Art. 6(2) (presumption of innocence).

The ECtHR found a further violation of Art. 7 because the applicants could not possibly have foreseen that their activities would amount to money laundering under the relevant legislation. The Government’s decision to transfer the applicants from penal colonies to remand prisons also violated Art. 8 as it unnecessarily interfered with the applicants’ ability to have long-term visits by family members.

There was no violation of Art. 18 in conjunction with Art. 6, Art. 7 or Art. 4 of Protocol 7. The applicants did not bring any new circumstances before the Court that it had not examined in previous cases brought by the applicants (see Khodorkovskiy and Lebedev v Russia, Apps. Nos. 11082/06 and 13772/05, 25.07.13, § 909). The Court further noted that it did not consider the applicants’ complaint under Art. 18 to represent a fundamental aspect of the case, and that the essence of the complaint was addressed under Art. 6, Art. 7 and Art. 4 Prot. 7. It further held there had been no violation of Art. 18 in conjunction with Art. 8, as the law on prison visits was applied indiscriminately.

The ECtHR declared the applicants’ complaint under Art. 4 of Protocol No. 7 (the right not to be tried or punished twice) to be inadmissible, as it was manifestly ill-founded.

The applicants did not claim costs and expenses because of the heavy burden made by the Court on the Government’s budget by the sum awarded in Neftyanaya Kompaniya Yukos v Russia (Just satisfaction) App Nos.14902/04, 31.07.2014

Comment

Khodorkovskiy and Lebedev v Russia (No.2) was the latest in a series of cases brought before the ECtHR by the applicants regarding their criminal prosecution in Russia. They have repeatedly raised Article 18 in their cases, complaining that the criminal proceedings against them are politically motivated.

So far, the Court has found no violations of Art. 18 in any of the cases brought by the applicants. No new evidence was submitted in the present case, so the Court rejected the applicants’ complaint, considering it to be materially the same as that alleged in a previous case.

It is interesting to note the Court’s approach to the Article 18 complaint in relation to Art. 6, 7, and 4 of Protocol 7. The Court considered that no separate issue arose under Article 18 with respect to these provisions, on the basis that it did not represent a “fundamental aspect” of the case. This reasoning is significant, as the Court considered (albeit briefly) these provisions on the merits, rather than holding Art. 18 to be inapplicable to Art. 6 and 7 on the basis that they are not restricted rights. The Court’s approach to the applicability of Art. 18 to Art. 6 has been inconsistent, and in previous cases it has outright rejected such complaints as being inadmissible on the basis of lack of applicability.

It would seem from the Court’s approach in this case that it therefore may be possible in the future for it to make a finding of a violation of Art. 18 with Art. 6 in a case where political motivation is considered a fundamental aspect.

Read the full judgment on HUDOC.

For more analysis of Article 18 applicability to Article 6, see this blog authored by EHRAC’s Jessica Gavron and Ramute Remezaite: https://www.ejiltalk.org/has-the-ecthr-in-mammadov-464-opened-the-door-to-findings-of-bad-faith-in-trials/