Форум: ЕСПЧ
Дело №.: 40311/10
Дата приговора: 18 июля 2019 г.

Факты

В данном случае заявители, трое граждан России, утверждали, что они стали жертвами торговли людьми. В период с июня 2003 г. по октябрь 2003 г. заявители получили визы в Генеральном консульстве Греции в Москве. Они утверждали, что сотрудники консульства, подкупленные российскими торговцами людьми, выдавали визы для облегчения их въезда в Грецию с целью сексуальной эксплуатации.

Признав заявителей как «жертвы торговли людьмиВ соответствии с национальным законодательством Греции, власти возбудили дело против подозреваемых в торговле людьми в связи с их предполагаемой сексуальной эксплуатацией.

В отношении третьего заявителя в 2011 году Апелляционный суд Салоников частично подтвердил обвинительный приговор двум торговцам людьми по обвинениям в преступном сговоре, торговле людьми и сексуальной эксплуатации, отклонив при этом обвинение в незаконном лишении свободы.

Что касается первого и второго заявителей, то в 2010 году два торговца людьми были осуждены Уголовным судом Афин за подделку документов, использование поддельных документов и подделку справок, но были оправданы Апелляционным судом Афин по делам об организованной преступности и торговле людьми.

Что касается выдачи виз консульством, то Уголовный суд Афин оправдал нескольких лиц, в том числе сотрудников консульства, поскольку преступления, связанные с торговлей людьми, якобы совершены с истекшим сроком давности.

Суждение

В ЕСПЧ заявители утверждали, что их заставляли работать проститутками в Греции, и жаловались, что греческие власти не выполнили свои обязательства по криминализации и преследованию действий, связанных с торговлей людьми. Они также жаловались на несоответствия и недостатки в расследовании и судебном разбирательстве.

Единогласно Суд признал Грецию нарушившей ст. 4 (2) (запрет рабства и принудительного труда) в двух отношениях, применяя общие принципы, установленные в Ранцев против Кипра и России, № 25965/04, 07.01.10 г., Л.Е. против Греции, № 71545/12, 21.04.16 а также Чоудури и другие против Греции, № 21884/15, 30.03.17.

Во-первых, Греция не смогла создать надлежащую нормативно-правовую базу, обеспечивающую эффективное предотвращение торговли людьми и судебное преследование за нее. Национальные суды применяли положения Уголовного кодекса, принятые до поправок 2002 года, согласно которым торговля людьми не считалась отдельным уголовным преступлением и позволяла национальным судам объявлять производство по делу истекшим по истечении срока давности.

Во-вторых, полицейское расследование и судебное разбирательство не проводились с должным усердием. Уголовное дело по факту эксплуатации заявителей длилось 7 лет 9 месяцев (третий заявитель) и 9 лет 3 месяца (первый и второй заявители). Полиции потребовалось 2 года 7 месяцев, чтобы направить материалы дела по визе в прокуратуру, и более 3 лет на предварительное расследование. Кроме того, первый и второй заявители не получили пользу от эффективного расследования в отношении розыска Н.М., одного из основных подозреваемых, и ни один из заявителей не принимал достаточного участия в расследовании выдачи виз.

Однако Суд не усмотрел нарушения позитивного обязательства по принятию адекватных оперативных мер для защиты заявителей. Суд постановил, что заявители были признаны «жертвы торговли людьмиВскоре после того, как они явились в полицию, исполнение их постановлений о высылке было приостановлено, и первый заявитель был помещен в дом.

Заявителям была присуждена компенсация морального вреда по 15 000 евро каждому.

Комментарий

TI и другие добавляет к относительно редкому прецедентное право ЕСПЧ по ст. 4, сделав положительные выводы в отношении обязанности принять правовую основу для запрещения и наказания торговли людьми и процессуального обязательства по расследованию. Что касается позитивных обязательств государств по принятию защитных оперативных мер в конкретном контексте торговли людьми, такие меры не должны возлагать непропорциональное бремя на власти (см. Чоудури и другие против Греции: дальнейшая интеграция позитивных обязательств в соответствии со статьей 4 ЕКПЧ и Конвенцией Совета Европы о противодействии торговле людьми). Опираясь на критерий «невозможного и непропорционального бремени», Суд постановил, что простого приостановления действия постановлений о высылке заявителей и выдачи разрешений на временное проживание было достаточно для выполнения позитивного обязательства государства по защите, таким образом, налагая очень легкое бремя о государственных органах.

Большая Палата дополнительно проанализирует нарушение ст. 4 в контексте принудительной проституции в случае SM против Хорватии, № 60561/14, 19.07.18.

Прочтите полное суждение о HUDOC

Published: 2 Oct 2019 | By Margaux Merelle

T.I. & others v Greece

Case Summary

Forum: ECtHR
Case No.: 40311/10
Judgment date: 18 July 2019

Facts

In this case the applicants, three Russian nationals, claimed that they had been victims of human trafficking. Between June 2003 and October 2003 the applicants obtained visas from the General Consulate of Greece in Moscow. They alleged that consulate employees, having been bribed by Russian traffickers, had issued visas to facilitate their entry into Greece for the purpose of sexual exploitation.

After recognising the applicants as “victims of human trafficking” under Greek national law, the authorities brought proceedings against the suspected traffickers regarding their alleged sexual exploitation.

In respect of the third applicant, in 2011, the Thessaloniki Court of Appeal partly confirmed the conviction of two of the traffickers on the counts of criminal conspiracy, human trafficking, and sexual exploitation, while rejecting the count of unlawful confinement.

In respect of the first and second applicants, in 2010, two traffickers were convicted by the Athens Criminal Court for forgery, use of forged documents and falsification of certificates, but were acquitted by the Athens Appeal Court of organized crime and human trafficking.

Regarding the issuance of visas by the consulate, the Athens Criminal Court acquitted several individuals, including consular employees, as the offences of human trafficking allegedly committed were time-barred.

Judgment

Before the ECtHR, the applicants claimed that they had been forced to work as prostitutes in Greece and complained that the Greek authorities had failed to fulfil their obligations to criminalise and prosecute acts relating to human trafficking. They further complained of inadequacies and shortcomings in the investigation and the judicial proceedings.

Unanimously, the Court found Greece in violation of Art. 4(2) (prohibition of slavery and forced labour) in two respects,  applying the general principles established in Rantsev v. Cyprus and Russia, No. 25965/04, 07.01.10, L.E v. Greece, No. 71545/12, 21.04.16 and Chowdury and others v. Greece, No. 21884/15, 30.03.17.

Firstly, Greece failed to establish an appropriate legal and regulatory framework ensuring the effective and efficient prevention and prosecution of human trafficking.  The national courts applied the provisions of the Criminal Code as established prior to the 2002 amendments under which human trafficking was not a separate criminal offence and enabled the national courts to declare the proceedings time-barred.

Secondly, the police investigations and judicial proceedings were not carried out with sufficient diligence. Criminal proceedings relating to the applicants’ exploitation lasted 7 years 9 months (third applicant) and 9 years 3 months (first and second applicants).  It took 2 years 7 months for the police to send the case file in the visa proceedings to the prosecutor and more than 3 years for the preliminary investigation phase. Further, the first and second applicants had not benefited from an effective investigation in relation to the search for N.M., one of the principal suspects, and none of the applicants had been sufficiently involved in the visa investigation.

However, the Court failed to find a breach of the positive obligation to take adequate operational measures to protect the applicants. The Court held that the applicants had been recognized as “victims of human trafficking” shortly after presenting themselves to the police, the enforcement of their expulsion orders were suspended and the first applicant was placed in a home.

The applicants were awarded €15,000 each in non-pecuniary damages.

Comment

T.I. and others adds to the relatively scarce case law of the ECtHR on Art. 4, making positive findings in relation to the duty to adopt a legal framework to prohibit and punish human trafficking and the procedural obligation to investigate.  In relation to the positive obligations on states to take protective operational measures in the specific context of human trafficking, such measures should not impose a disproportionate burden on the authorities (see Chowdury and Others v Greece: Further Integration of the Positive Obligations under Article 4 of the ECHR and the CoE Convention on Action against Human Trafficking). Relying on the “impossible and disproportionate burden” test, the Court held that the simple suspension of the applicants’ expulsion orders and the issuance of temporary residence permits were sufficient to comply with the State’s positive obligation to protect, thus, imposing a very light burden on State authorities.

The Grand Chamber will further analyse the violation of Art. 4 in the context of forced prostitution in the case of S.M. v Croatia, No. 60561/14, 19.07.18.

Read the full judgment on HUDOC