Дело № 40167/07
Дата вынесения решения: 12 декабря 2017 г.

Минас Саргсян, этнический армянин, жил в селе Гулистан, Азербайджан, до 1992 года, когда он и его семья были вынуждены бежать в Армению в качестве беженцев после тяжелых бомбардировок азербайджанскими войсками во время нагорно-карабахского конфликта. В 2006 году он подал заявление в ЕСПЧ о возмещении ущерба. 16 июня 2015 года Большая палата ЕСПЧ постановила, что права семьи по ст. 1 Протокола 1 ЕКПЧ (защита собственности), ст. 8 ЕКПЧ (право на уважение частной и семейной жизни, а также жилища) и ст. 13 ЕКПЧ (право на эффективное средство правовой защиты) было нарушено. После смерти Минаса дело вела его жена, а затем их дети.

В рамках процедуры справедливой компенсации заявители потребовали возмещения морального вреда за то, что они не могут вернуться в свою собственность или посетить могилы родственников, а также возмещения материального ущерба за потерю своего имущества и земли.

Решения Большой Палаты как по заслуги (в 2015 г.) и требование о справедливой компенсации (в 2017 г.) по этому делу проходили параллельно с делом о Чирагов и другие против Армении (№ 13216/05) 16.06.2015 & 12.12.2017, который касается аналогичных вопросов, возникающих в отношении азербайджанской семьи из контролируемого Арменией района Нагорного Карабаха.

Полностью ознакомьтесь с кратким изложением этого случая в Бюллетене за лето 2018 года.

Полезные ссылки
25 лет спустя: правительства Азербайджана и Армении несут основную ответственность за устранение нарушений прав человека в результате нагорно-карабахского конфликта
Представление по Правилу 9 (2): Саргсян против Азербайджана и Чирагов и другие против Армении
Информационная записка: Саргсян против Азербайджана и Чирагов и другие против Армении
Размораживание замороженного конфликта? Решения Европейского суда по Нагорному Карабаху (Блог)
Саргсян против Азербайджана (Официальное решение)
Чирагов и другие против Армении (Официальное решение)
В период проведения Европейских игр Европейский суд вынес знаменательное решение против Азербайджана (Пресс-релиз)

Published: 12 Dec 2017 | By Harriet Bland

Sargsyan v Azerbaijan (Just Satisfaction)

Case Summary

Case No. 40167/07
Judgment date: 12 December 2017

Minas Sargsyan, an ethnic Armenian, lived in Gulistan village, Azerbaijan, until 1992, when he and his family were forced to flee to Armenia as refugees, following heavy bombing by Azerbaijani forces during the Nagorno-Karabakh conflict. He applied to the ECtHR for redress in 2006. On 16 June 2015, the Grand Chamber of the ECtHR held that the family’s rights under Art. 1 of Protocol 1 of the ECHR (protection of property), Art. 8 ECHR (right to respect for private and family life, and home) and Art. 13 ECHR (right to an effective remedy) had been violated. After Minas’ death, the case was pursued by his wife, and then their children.

In just satisfaction proceedings, the applicants claimed non-pecuniary damages for the anguish of being unable to return to their property or visit relatives’ graves, and pecuniary damage for the loss of their property and land.

The Grand Chamber’s decisions on both the merits (in 2015) and the just satisfaction claim (in 2017) of this case have run parallel with the case of Chiragov and others v Armenia (No. 13216/05) 16.06.2015 & 12.12.2017, which concerns similar issues arising in relation to an Azerbaijani family from an Armenian-controlled area of Nagorno-Karabakh.

Read this case summary in full in the Summer 2018 Bulletin.

Useful links
25 years on: Azerbaijani and Armenian Governments have primary responsibility to address human rights violations from Nagorno-Karabakh conflict
Rule 9(2) submission: Sargsyan v Azerbaijan & Chiragov and others v Armenia
Briefing Note: Sargsyan v Azerbaijan & Chiragov and others v Armenia
Thawing the frozen conflict? The European Court’s Nagorno-Karabakh Judgments (Blog)
Sargsyan v Azerbaijan (Official judgment)
Chiragov and others v Armenia (Official judgment)
As European Games underway, European Court delivers landmark judgment against Azerbaijan (Press release)