Рустави 2 Бродкастинг Компани Лтд и другие против Грузии

2 Октябрь 2019
Rustavi 2 Broadcasting Company Ltd & Others v Georgia

Форум: ЕСПЧ
Дело №.: 16812/17
Дата приговора: 18 июля 2019 г. 

Факты

Жалобы были поданы двумя компаниями (первый и второй заявители) и двумя физическими лицами (третий и четвертый заявители, бывшие владельцы первого заявителя, частного оппозиционного телеканала Рустави 2, и нынешние владельцы второго заявителя, канал ТВ Сакартвело).

Заявители утверждали, что с октября 2012 года по август 2015 года вновь избранное правительство Грузии вело организованную и агрессивную кампанию в СМИ, касающуюся законности владения вторым-четвертым заявителями первого заявителя. Заявители утверждали, что кульминацией этой кампании стало то, что бывший акционер первого заявителя, действовавший под принуждением со стороны государства, возбудил судебное разбирательство против заявителей со второго по четвертый. Целью судебного разбирательства было для бывшего акционера вернуть свою долю в первом заявителе, а также получить компенсацию за потерю дохода.

В первой инстанции Тбилисский городской суд вынес решение о временном замораживании различных активов первого заявителя. Судья также вынес решение в пользу бывшего акционера и лишил второго-четвертого заявителей их акций первого заявителя. Эти решения были поддержаны Тбилисским апелляционным судом (10.6.16) и Верховным судом (2.3.17).

3.3.17 ЕСПЧ удовлетворил ходатайство заявителей о временных мерах (Правило 39), приказав приостановить исполнение решения Верховного суда и запретить властям каким-либо образом вмешиваться в редакционную политику компании-заявителя. Мера была прекращена после вынесения приговора.

Суждение

Большинство требований заявителей (в соответствии со статьями 6 (1), 10 и 18 и статьей 1 Протокола 1) были признаны неприемлемыми (статья 35) как несвоевременные в соответствии с правилом шести месяцев, несовместимые ratione personae, явно необоснованной, из-за неисчерпания внутренних средств правовой защиты в качестве «четвертой инстанции» или потому, что заявители по существу просили Суд установить факты.

Суд признал приемлемыми жалобы заявителей со второго по четвертый относительно независимости и беспристрастности четырех национальных судей, участвовавших в рассмотрении спора о собственности, но не обнаружил нарушения ст. 6 (1) (беспристрастный и независимый суд).

Суд установил, что судья первой инстанции был «выбран» в алфавитном порядке, как того требует национальное законодательство, и заявители не смогли предоставить заслуживающего доверия альтернативного объяснения того, как он был назначен. Кроме того, суд постановил, что нет никаких доказательств того, что сообщения жены судьи в Facebook повлияли на его решение. Суд не нашел веских оснований делать вывод о том, что связь одного из судей Апелляционного суда с судьей первой инстанции приведет к судебной предвзятости по отношению к заявителям. Кроме того, Союз судей имел право передать комментарий, в котором выяснялось, что заявители пытались остановить отправление правосудия путем подачи заявлений об отводе. Наконец, промежуток времени между предыдущим увольнением председателя Верховного суда и настоящим делом означал, что опасения по поводу предвзятости были необоснованными. Кроме того, Президенту было оправдано отказать в самоотводе в тех случаях, когда заявители ранее пытались отводить судей на всех этапах разбирательства.

Комментарий

Беспристрастность судей обычно определяется на основе (i) субъективного теста, касающегося поведения конкретного обвиняемого трибунала, и (ii) объективного теста, который устанавливает, предоставил ли суд достаточные гарантии для отклонения любых законных сомнений относительно предвзятости. Неудача одного из этих тестов приведет к нарушению ст. 6 (1).

По сравнению с Микаллеф - Мальта, № 17/056/06 15.10.09 г., и, как ранее было показано в Морис - Франция [БК], № 29369/10, 23.04.15, подход большинства к независимому и беспристрастному суду сосредоточен в первую очередь на субъективной проверке. Несмотря на наличие нескольких факторов, которые, вероятно, заставили бы объективного наблюдателя усомниться в беспристрастности суда, решение Суда основывалось на отсутствии доказательств, представленных заявителями, чтобы указать на фактическую предвзятость. Короче говоря, Суд установил, что доводы национального суда были обоснованными с юридической точки зрения, несмотря на наличие этих факторов. Это, по-видимому, противоречит принципу, установленному в Микаллеф, что законная причина опасаться отсутствия беспристрастности со стороны судьи должна привести к тому, что этот судья откажется от дела.

Судья Де Гаэтано не согласился с выводом Суда об отсутствии нарушения ст. 6 (1) в отношении судьи первой инстанции и председателя Верховного суда. В своем особом мнении он обнаружил, что Суд объединил субъективные и объективные тесты на беспристрастность, что неспособность судьи городского суда должным образом дистанцироваться от комментариев его жены в Facebook относительно первого заявителя означала, что объективный наблюдатель поставит под сомнение его беспристрастность и что в глазах разумного наблюдателя Президент может показаться недоброжелательным к заявителям.

Прочтите полное суждение о HUDOC.

Published: 2 Oct 2019 | By Tom Kiernan

Rustavi 2 Broadcasting Company Ltd & Others v Georgia

Case Summary

Forum: ECtHR
Case No.: 16812/17
Judgment date: 18 July 2019 

Facts

The applications were brought by two companies (the first and second applicants) and two individuals (the third and fourth applicants, both former owners of the first applicant the privately owned opposition television channel, Rustavi 2, and current owners of the second applicant, the channel TV Sakartvelo).

The applicants alleged that from October 2012 to August 2015, the newly elected government of Georgia led an orchestrated and aggressive media campaign concerning the legality of the second to fourth applicants’ ownership of the first applicant. The applicants asserted that this campaign culminated in a former shareholder of the first applicant, acting under duress from the government, to issue proceedings against the second to fourth applicants. The purpose of the litigation was for the former shareholder to recover their stake in the first applicant, as well as receive compensation for loss of income.

At first instance, the Tbilisi City Court granted interim freezing injunctions against various assets of the first applicant. The judge also ruled in favour of the former shareholder and stripped the second to fourth applicants of their shares in the first applicant. These decisions were upheld by the Tbilisi Court of Appeal (on 10.6.16) and the Supreme Court (on 2.3.17).

On 3.3.17, the ECtHR granted the applicants’ request for interim measures (Rule 39) ordering that enforcement of the Supreme Court decision should be suspended and that the authorities should abstain from interfering with the applicant company’s editorial policy in any manner. The measure was discontinued when judgment was given.

Judgment

The majority of the applicants’ claims (under Arts. 6(1), 10 and 18 and Art. 1 of Protocol 1) were deemed inadmissible (Art. 35), as being out of time in accordance with the 6 month rule, incompatible ratione personae, manifestly ill-founded, for non-exhaustion of domestic remedies, as “fourth instance” or because the applicants were essentially asking the Court to become a finder of fact.

The Court declared admissible the second to fourth applicants’ complaints regarding the independence and impartiality of four domestic judges involved in the examination of the ownership dispute, but found no violation of Art. 6 (1) (impartial and independent tribunal).

The Court found that the first instance judge had been “selected” in alphabetical order as domestic law required and the applicants were unable to provide a credible alternative explanation as to how he was assigned. In addition, the Court held that there was no evidence that the judge’s wife’s posts on Facebook had influenced his decision making. The Court found no substantiated reason to infer that one of the Court of Appeal judges’ connections to the first instance judge would result in judicial bias against the applicants. Further, the Union of Judges was entitled to pass comment where it appeared that the applicants had attempted to stop the administration of justice through recusal applications. Finally, the passage of time between the President of the Supreme Court’s prior dismissal and the present case meant the concerns over bias were ill-founded. Further, the President had been justified to refuse to recuse herself where the applicants had previously attempted to recuse judges at every stage of the proceedings.

Comment

Judicial impartiality is typically determined on the basis of (i) a subjective test concerning the behaviour of the particular tribunal accused and (ii) an objective test which establishes whether the tribunal has offered sufficient guarantees to dismiss any legitimate doubt regarding bias. The failure of either one of these tests will result in a violation of Art. 6 (1).

In contrast with Micallef v Malta, No. 17/056/06 15.10.09, and as previously seen in Morice v France [GC], No. 29369/10, 23.04.15, the majority’s approach to an independent and impartial tribunal focuses primarily on the subjective test. Notwithstanding the presence of several factors which would likely cause an objective bystander to question the tribunal’s impartiality, the Court’s decision turned on the lack of evidence supplied by the applicants to indicate bias was actually present. In short, the Court found that the domestic court’s reasons were judicially sound despite the presence of these factors. This appears to conflict with the principle established in Micallef, that a legitimate reason to fear a lack of impartiality on behalf of a judge should result in that judge withdrawing from the case.

Judge De Gaetano disagreed with the Court’s finding of no violation of Art. 6 (1) in relation to the first instance judge and the Supreme Court President. In his dissenting opinion, he found that the Court had conflated the subjective and objective tests of impartiality, that the City Court’s judge’s inability to properly distance himself from his wife’s comments on Facebook regarding the first applicant meant that an objective observer would question his impartiality and that the President could appear, in the eyes of a reasonable observer, ill-disposed to the applicants.

Read the full judgment on HUDOC.