Дело № 12712/02
Дата решения: 3 июля 2008 г.

Факты

Рано утром 27 мая 2000 г. группа примерно из 30 солдат, одетых в камуфляжную одежду, а некоторые из них - в масках, ворвалась в дом заявителя, где он проживал со своей семьей. Солдаты избили заявителя и вытащили его во двор, пинали его ногами и прикладами. После того, как сын заявителя выскочил во двор, требуя объяснить, почему солдаты избивают его отца, они схватили его, избили, бросили в кузов своего грузовика и уехали. Позже в тот же день военнослужащие вернулись и забрали паспорт сына заявительницы и студенческое удостоверение. Заявитель был доставлен в больницу, где его обследовали и установили диагноз: травмы лица, груди и ступней, а также два перелома ребер.

После выписки из больницы заявитель подал письменную жалобу на нападение на его дом и задержание его сына. Он потребовал установить виновных и привлечь их к ответственности, а также установить местонахождение его сына. Позже заявитель узнал, что двое других мужчин были задержаны вместе с его сыном, который был освобожден за выкуп.

В сентябре 2000 г. заявителю сообщили, что по факту исчезновения его сына 30 мая 2000 г. было возбуждено уголовное дело. По утверждениям властей Российской Федерации, расследование приостанавливалось и возобновлялось 18 раз. Ему не удалось установить личности предполагаемых преступников или установить местонахождение сына заявительницы.

Суждение

Суд постановил, что имели место как материальные, так и процессуальные нарушения статьи 2 в отношении исчезновения и предполагаемой смерти сына заявителя, а также непроведения надлежащего расследования обстоятельств инцидента.

На основании имеющихся доказательств Суд не смог установить нарушение статьи 3 вне всяких разумных сомнений в отношении жестокого обращения с сыном заявителя.

Однако Суд установил три нарушения статьи 3 в отношении заявителя. Во-первых, он постановил, что психологические страдания заявителя в результате исчезновения его сына и его неспособность выяснить, что с ним произошло, достигли порога статьи 3. Кроме того, как показали доказательства, заявитель был избит и получил травмы, когда его сын был задержан, и что власти не провели эффективного расследования этого жестокого обращения.

Суд постановил, что непризнанное задержание сына заявительницы также является серьезным нарушением статьи 5.

Принимая во внимание статью 13, нарушения рассматривались в связи со статьей 2 и жестоким обращением с заявителем в соответствии со статьей 3.

Наконец, было установлено, что отказ властей Российской Федерации предоставить материалы уголовного дела, возбужденного в связи с исчезновением, равносилен несоблюдению статьи 38 (1) (а).

Заявителю было присуждено 40 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 15 000 евро в качестве компенсации материального ущерба.

Published: 3 Jul 2008

Ruslan Umarov v Russia

Case Summary

Case No. 12712/02
Judgment date: 3 July 2008

Facts

In the early hours of 27 May 2000, a group of about 30 soldiers, dressed in camouflage and some of them masked, broke into the applicant’s house where he lived with his family. The soldiers beat the applicant and dragged him out into the courtyard, kicked him and struck him with rifle butts. After the applicant’s son rushed out into the courtyard, demanding to know why the soldiers were beating his father, they seized him, beat, threw him into the back of their truck, and left. Later that day the servicemen returned and took the applicant’s son’s passport and student identity card. The applicant was taken to hospital where he was examined and diagnosed with injuries to his face, chest and feet and two fractured ribs.

After his release from hospital, the applicant submitted a written complaint about the attack on his house and the detention of his son. He requested that those responsible be identified and prosecuted and that his son’s whereabouts be established. The applicant later learned that two other men had been detained with his son, who had been released on payment of a ransom.

In September 2000 the applicant was informed that a criminal investigation had been opened into his son’s disappearance on 30 May 2000. According to the Government’s submission, the investigation had been suspended and resumed on eighteen occasions. It failed to identify the alleged perpetrators or to establish applicant’s son’ whereabouts.

Judgment

The Court held that there had been both substantive and procedural violations of Article 2 concerning the disappearance and presumed death of the applicant’s son and the failure to conduct an adequate investigation into the circumstances of the incident.

On the basis of the evidence available, the Court was unable to determine a violation of Article 3 beyond all reasonable doubt in relation to the ill treatment of the applicant’s son.

The Court, however, found three violations of Article 3 in relation to the applicant. It firstly held that the applicant’s psychological suffering as a result of his son’s disappearance and his inability to find out what had happened to him reached the threshold of Article 3. Furthermore, as the evidence had shown the applicant had been beaten and sustained injuries when his son was apprehended and that the authorities had failed to carry out an effective investigation into that ill-treatment.

The Court held that the applicant’s son’s unacknowledged detention also amounted to a grave violation of Article 5.

In consideration of Article 13, violations were held in conjunction with Article 2 and the ill treatment of the applicant under Article 3.

Finally, it was held that the Government’s refusal to submit the file of the criminal case opened in connection with the disappearance amounted to a failure to comply with Article 38(1)(a).

The applicant was awarded EUR 40,000 in respect of non-pecuniary damages and EUR 15,000 in respect of pecuniary damages.