Дело № 53036/08 и другие
Дата решения: 9 января 2014 г.

Факты

Эти 20 дел связаны с жалобами родственников 36 человек, пропавших без вести в Чеченской Республике в период с 2000 по 2006 год. EHRAC и «Мемориал» действовали в интересах родственников трех исчезнувших лиц: Бувайсара Магомадова, Михаила Борчашвили и Аслана Юсупова.

Заявители утверждали, что их родственники были похищены государственными военнослужащими и что власти не провели эффективного расследования по фактам, представляющим собой нарушение права на жизнь в соответствии со статьей 2 Европейской конвенции. Кроме того, они жаловались на то, что душевные страдания, причиненные им исчезновением их родственников, незаконность содержания их родственников под стражей и недоступность внутренних средств правовой защиты от этих нарушений, нарушили статьи 3, 5 и 13 Конвенции соответственно.

Суждение

Суд установил нарушения права на жизнь в каждом деле на том основании, что родственники заявителей могли считаться умершими после их непризнанного задержания представителями государства, и, при отсутствии какого-либо оправдания со стороны властей Российской Федерации, эти смерти должны были быть быть отнесены к государству. Решающим для этого вывода был вывод Суда, сделанный на основании доказательств по делу, а именно, что похитители были «вооруженные люди в униформе, демонстрирующие поведение, характерное для силовых операций. » Это свидетельство привело к выводу, что «по всей вероятности«Похитители действительно были государственными военнослужащими, которые имели исключительный контроль над задержанными. Эти доказательства были подтверждены показаниями свидетелей, результатами национального расследования и последовательными доводами заявителей национальным властям.

Суд также установил нарушения права на жизнь в связи с неспособностью властей провести эффективное расследование обстоятельств смерти. Отмечая сходство фактов этого дела с другими подобными делами, переданными ему, Суд отметил, что расследование продолжалось в течение многих лет без каких-либо существенных изменений - проблема, которую он назвал «системной» в России.

Суд также установил, что «бедствие и тоска » Пострадавшие заявители из-за невозможности определить судьбу членов их семей и из-за того, как их жалобы рассматривались властями, составили нарушение статьи 3.

Кроме того, вывод о том, что родственники заявителей были задержаны представителями государства без каких-либо юридических оснований, или признание такого задержания, составляет «особо тяжкое нарушение»Права на свободу и личную неприкосновенность в соответствии со статьей 5.

Наконец, Суд установил нарушения статьи 13 в совокупности со статьями 2 и 3 в связи с нарушением прав заявителей на эффективное средство правовой защиты.

Суд присудил заявителям компенсацию ущерба, судебных издержек и расходов на общую сумму более двух миллионов евро.

Published: 9 Jan 2014

Pitsayeva and Others v Russia

Case Summary

Case No. 53036/08 et al
Judgment date: 9 January 2014

Facts

These 20 cases relate to complaints made by the relatives of 36 individuals who disappeared in the Chechen Republic between 2000 and 2006. EHRAC and Memorial acted for the relatives of three of the disappeared persons: Buvaysar Magomadov, Mikhail Borchashvili and Aslan Yusupov.

The applicants claimed that their relatives had been abducted by State servicemen and that the authorities had failed to conduct effective investigations into the matters, constituting violations of the right to life under Article 2 of the European Convention. In addition, they complained that the mental suffering caused to them by the disappearance of their relatives, the unlawfulness of their relatives’ detention, and the unavailability of domestic remedies for these violations, breached Articles 3, 5 and 13 of the Convention, respectively.

Judgment

The Court found violations of the right to life in each case on the basis that the applicants’ relatives could be presumed dead following their unacknowledged detention by State agents and, in the absence of any justification put forward by the Russian Government, these deaths were to be attributed to the State. Crucial to this finding was the Court’s conclusion drawn from the evidence in the case – namely, that the abductors were “armed men in uniforms displaying behaviour characteristic of security operations.” This evidence led it to conclude that “in all probability” the abductors were indeed State servicemen which had had exclusive control over the detainees. This evidence was supported by witness statements, the findings of domestic investigations and the applicants’ consistent submissions before the domestic authorities.

The Court also found violations of the right to life on account of the authorities’ failure to carry out effective investigations into the deaths. Noting the similarity of the facts of this case with other similar cases brought before it, the Court noted that the investigations had been pending for many years without any significant developments – a problem which it described as ‘systemic’ in Russia.

The Court further found the “distress and anguish” suffered by the applicants from being unable to determine the fate of their family members and from the way their complaints had been dealt with by the authorities, amounted to violation of Article 3.

In addition, the finding that the applicants’ relatives had been detained by State agents without any legal grounds or acknowledgement of such detention constituted a “particularly grave violation” of the right to liberty and security of persons under Article 5.

Finally, the Court found violations of Article 13 in conjunction with Articles 2 and 3 on account of the violations of the applicants’ rights to an effective remedy.

The Court awarded the applicants a total of over two million Euros in damages, costs and expenses.