Форум: ЕСПЧ

Дело №.: 43734/14

Дата приговора: 9 апреля 2019 г.

Факты

Заявитель, Алексей Навальный, является борцом с коррупцией и оппозиционным политическим активистом в России. В декабре 2012 года его и его брата обвинили в мошенничестве и отмывании денег в отношении двух компаний. Заявитель был помещен под домашний арест в феврале 2014 года. Находясь под домашним арестом, он был помечен электронными метками, и к нему был применен ряд ограничительных мер. Первоначально ему не разрешали выходить из дома без разрешения, общаться с кем-либо, кроме ближайших родственников и его адвокатов, получать или отправлять корреспонденцию, использовать Интернет или любые другие средства связи, а также говорить со средствами массовой информации о своем деле. Впоследствии в условия были внесены поправки, запрещающие ему только общаться со свидетелями и общаться по радио и телевидению. Его домашний арест неоднократно продлевался.

В декабре 2014 года заявитель и его брат были осуждены за предполагаемые преступления. Заявитель был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы условно и штрафу (отменен в кассационном порядке). Суд постановил оставить его под домашним арестом.

Заявитель жаловался на то, что его десятимесячный домашний арест был незаконным и произвольным, в нарушение его права на свободу (ст. 5 (1), (3) и (4) ЕКПЧ), был направлен на предотвращение его общественной и политической деятельности ( Статья 10 ЕКПЧ) и была политически мотивирована, чтобы заставить его замолчать и держать его вне поля зрения общественности (статья 18 ЕКПЧ).

Суждение

Суд постановил, что домашний арест заявителя являлся лишением свободы, был незаконным и нарушал ст. 5 (1) ЕКПЧ. Приказ не мог быть оправдан ни одним из допустимых оснований по ст. 5, особенно потому, что не было риска того, что заявитель скроется или иным образом воспрепятствует расследованию против него. Суд также установил нарушение ст. 10 ЕКПЧ, поскольку ограничение свободы выражения мнения заявителя не соответствовало закону и не преследовало никаких законных целей, предусмотренных ст. 10 (2). Суд отметил, что формальной причиной домашнего ареста заявителя был риск побега. Однако ограничение домашнего ареста, не позволяющее ему использовать радио или телевидение в качестве средства связи, не связано с потребностями уголовного расследования и не обеспечивает его явку к следователю или в суд.

Суд подтвердил свои выводы в Навальный - Россия (№ 29580/12, 15.11.18), что заявитель подвергся преследованию как политический активист. Опираясь на преобладающий целевой тест (Мерабишвили против Грузии [GC], № 72508/13, 28.11.17), он постановил, что домашний арест преследовал цель, отличную от той, которая была предусмотрена национальными судами, а именно подавление политического плюрализма в нарушение ст. 18 в сочетании со ст. 5 ЕКПЧ. России было предписано выплатить заявителю 20 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Комментарий

Вывод Суда о том, что Россия преследовала «скрытую цель» подавления политического плюрализма, является мощным сигналом, который приходит в напряженное время в отношениях России с Советом Европы. Это второй раз, когда ЕСПЧ установил нарушение ст. 18 по делу заявителя. В ноябре 2018 г. Суд постановил, что неоднократные аресты и периоды содержания под стражей Навального являлись частью движения «Поставить оппозицию под контроль (пункт 173a).

Любой вывод о том, что государство действовало недобросовестно, является деликатным с политической точки зрения. Суд признал, что государства нарушили ст. 18 по 13 делам (против Азербайджана (пять), Грузии (одно), Молдовы (одно), России (три), Турции (одно) и Украины (два)), из которых Навальный (№2) - Россия был двенадцатым. В тринадцатом случае (SЭлахаттин Демирташ против Турции (№ 2), постановил несколько дней спустя, Суд постановил, что содержание заявителя под стражей подавляло политические дебаты. Взятые вместе, эти решения показывают, что Суд готов принимать решения по политически чувствительным вопросам с целью поддержания демократии и верховенства закона.

Прочтите полное суждение о HUDOC.

Published: 9 Apr 2019 | By Emily Campbell

Navalnyy v Russia (No. 2)

Case Summary

Forum: ECtHR

Case No.: 43734/14

Judgment date: 9 April 2019

Facts

The applicant, Aleksey Navalnyy, is an anti-corruption campaigner and opposition political activist in Russia. In December 2012, he and his brother were accused of fraud and money laundering in relation to two companies. The applicant was placed under house arrest in February 2014. Whilst under house arrest, he was electronically tagged and a number of restrictive measures were imposed on him. He was initially prevented from leaving the house without authorisation, communicating with anyone except immediate family and his lawyers, receiving or sending correspondence, using the internet or any other means of communication, and talking to the media about his case. The conditions were subsequently amended to prohibit him only from communicating with witnesses and from communicating by radio and television. His house arrest was repeatedly extended.

In December 2014, the applicant and his brother were convicted of the alleged crimes. The applicant was given a suspended sentence of three and a half years in jail and a fine (quashed on appeal). The court ordered that he should remain under house arrest.

The applicant complained that his ten- month house arrest was unlawful and arbitrary, in breach of his right to liberty (Art. 5(1), (3) and (4) ECHR), was aimed at preventing his public and political activities (Art. 10 ECHR) and was politically motivated, to silence him and keep him out of the public eye (Art. 18 ECHR).

Judgment

The Court held that the applicant’s house arrest constituted a deprivation of liberty, was unlawful and violated Art. 5(1) ECHR. The order could not be justified under any of the permissible grounds under Art. 5, particularly because there was no risk that the applicant would abscond or otherwise hamper the investigation against him. The Court also found a violation of Art. 10 ECHR as the restrictions on the applicant’s freedom of expression was not in accordance with the law and did not pursue any of the legitimate aims under Art. 10(2). The Court noted that the formal reason for the applicant’s house arrest was the risk of absconding. However, the house arrest restriction preventing him from using radio or television as a means of communication was unconnected with the needs of the criminal investigation and would not secure his appearance before an investigator or at trial.

The Court reaffirmed its findings in Navalnyy v Russia (No. 29580/12, 15.11.18) that the applicant had been targeted as a political activist. Relying on the predominant purpose test (Merabishvili v Georgia [GC], No. 72508/13, 28.11.17), it held that the house arrest served an aim other than that stipulated by the domestic courts, namely to suppress political pluralism in breach of Art. 18 in conjunction with Art. 5 ECHR. Russia was ordered to pay the applicant €20,000 in non-pecuniary damages.

Comment

The Court’s finding that Russia had pursued “an ulterior purpose” to suppress political pluralism sends a powerful message that comes at a tense time in Russia’s relationship with the Council of Europe. This is the second time that the ECHR has found a violation of Art. 18 in the applicant’s case. In November 2018, the Court ruled that Navalnyy’s multiple arrests and periods of detention formed part of a movement “to bring the opposition under control (para. 173a).

 

Any finding that a State has acted in bad faith is politically sensitive. The Court has now found States to have violated Art. 18 in 13 cases (against Azerbaijan (five), Georgia (one), Moldova (one), Russia (three), Turkey (one) and Ukraine (two)), of which Navalnyy (No. 2) v Russia was the twelfth. In the thirteenth case (Selahattin Demirtaş v Turkey (no. 2), decided a few days later, the Court ruled that the applicant’s detention served to stifle political debate. Taken together, these judgments indicate that the Court is prepared to rule on politically-sensitive matters with a view to upholding democracy and the rule of law.

 

Read the full judgment on HUDOC.