Форум: ЕСПЧ
Дело №.: 23086/08
Дата приговора: 20 сентября 2018 г.

Факты

19 февраля 2008 года в Армении прошли президентские выборы, победившими на которых был объявлен тогдашний премьер-министр Серж Саргсян. Заявитель был активным сторонником главного оппозиционного кандидата Левона Тер-Петросяна, который занимал пост президента в период с 1991 по 1998 год, в течение которого заявитель был начальником Управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел. Сразу после объявления результатов г-н Тер-Петросян призвал своих сторонников собраться в центре Еревана, чтобы выразить протест против предполагаемых нарушений в избирательном процессе. В период с 20 февраля по 1 марта 2008 г. демонстранты провели митинги, в которых заявитель активно участвовал, и некоторые демонстранты, включая заявителя, ночевали лагерем на площади Свободы. Ранним утром 1 марта без предупреждения около 800 вооруженных полицейских силой разогнали лагерь. Демонстранты, включая заявителя, покинули площадь. Заявитель был арестован и позже осужден за нападение на сотрудника милиции и ношение холодного оружия. Он утверждал, что во время ареста и в отделении милиции его неоднократно избивали по указанию начальника полиции до такой степени, что он потерял сознание.

Суждение

Повторяя, что «непризнанное задержание лица было полным отрицанием принципиально важных гарантий » искусства. 5 ЕКПЧ, Суд установил, что первые 16 часов содержания заявителя под стражей не были зарегистрированы как законный период содержания под стражей и никогда не были признаны властями Российской Федерации; Таким образом, он был лишен своих прав, в том числе иметь адвоката и немедленно информировать свою семью в нарушение статьи 5 (1). Кроме того, заявитель оставался под стражей в полиции не менее 84 часов до того, как его доставили к судье, что превышает 72-часовой лимит, установленный национальным законодательством. Кроме того, национальные суды не представили достаточных оснований для содержания заявителя под стражей в нарушение ст. 5 (3). Что касается качества правосудия, Суд установил нарушение статьи 6 (1), отметив, что национальные суды не рассмотрели какие-либо ходатайства заявителя или свидетелей, и безоговорочно поддержали версию событий, представленную полицией.

Суд также пришел к выводу, что имело место вмешательство в право заявителя на свободу собраний (статья 11) в связи с разгоном демонстрации и его преследованием, задержанием и осуждением. Не было никаких доказательств того, что демонстрации, состоявшиеся на площади Свободы с 20 февраля 2008 года, были связаны с подстрекательством к насилию или что имели место какие-либо акты насилия до полицейской операции, проведенной ранним утром 1 марта 2008 года. Правительство утверждает, что планы протестующих вооружиться были необоснованными; никакие доказательства, представленные правительством, не указывали на то, что на полицию нападали с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или холодного оружия. Суд установил, что объяснение властей Российской Федерации относительно цели полицейской операции 1 марта 2008 г. не было достаточно убедительным и что цель операции заключалась в разгоне демонстрантов на площади Свободы и предотвращении дальнейших собраний. Одной продолжительности протеста было недостаточно, чтобы оправдать его разгон без конкретных доказательств того, что он представлял опасность для общественного порядка или умышленно нарушал обычную жизнь. Суд отметил использование неоправданной и чрезмерной силы для разгона протеста, отсутствие предварительного предупреждения, отсутствие независимого и беспристрастного расследования, а также постоянное изменение описания цели операции. Таким образом, было установлено, что разгон протеста на площади Свободы был «непропорциональная мера, выходящая за рамки того, что разумно ожидать от властей при ограничении свободы собраний»(Параграф 248), не является необходимым в демократическом обществе и представляет собой нарушение ст. 11.

Что касается мер, принятых против заявителя, Суд установил, что он подвергся преследованию и содержался под стражей не менее 5 месяцев за участие и возможную организацию демонстрации на площади Свободы. Он постановил, что разгон мирного собрания и последующий облав и задержание его активистов или других мирных участников без каких-либо доказательств того, что они лично совершили какие-либо предосудительные действия, не были «Необходимо в демократическом обществе». Национальные суды не провели тщательную и объективную оценку фактов, лежащих в основе обвинений против заявителя (таких как неопределенность в отношении времени заявленных нападений с ножом и времени содержания заявителя под стражей) с учетом общего контекста дела и необходимость гарантировать право по ст. 11. Причины, на которые ссылались национальные суды для обоснования ст. 11 вмешательство не было подлинным «Актуальный и достаточный», тем самым лишив заявителя процессуальной защиты по ст. 11. Кроме того, разгон собрания и судебный иск против заявителя не могли не иметь длительного отрицательного воздействия на желание граждан участвовать в политических собраниях.

Наконец, суд установил как процессуальные, так и существенные нарушения ст. 3, в свете неспособности властей предоставить удовлетворительное и убедительное объяснение травм заявителя и того, что официальное расследование не проводилось специально по его утверждениям о жестоком обращении.

Заявителю было присуждено 15 600 евро в качестве компенсации морального вреда.

Комментарий

Это первое суждение вместе с Гаспари против Армении (№ 44769/08) принял решение в тот же день, обращаясь к событиям 1 марта 2008 года. Насильственный разгон демонстрантов на площади Свободы этим утром привел к арестам многих участников митингов, в том числе ряда лидеров оппозиции, и дальнейшим массовым протестам, в результате которых было гибель (в том числе восьми мирных жителей), многочисленные ранения и объявление чрезвычайного положения. Ряд других дел, связанных с событиями 1 марта, в том числе возбужденных семьями погибших (Фарманян и другие против Армении, № 15998/11), ожидают вынесения решения в Суде.

Правительство подвергалось резкой критике за неспособность эффективно расследовать события 1 марта и действия государственных агентов. После «бархатной» революции 2018 года и его назначения премьер-министром 1 марта 2019 года (одиннадцатая годовщина событий) Никол Пашинян издал публичное заявление:  «Как глава Республики Армения, я прошу прощения от имени государства перед всеми жертвами 1 марта 2008 года, жертвами всех политических убийств, произошедших в Армении с момента обретения независимости, а также перед всеми этими гражданами и политическими деятелями. силы, подвергшиеся политическому преследованию. Я также приношу свои извинения за мошенничество, которое поощряют и координируют правящие элиты, за незаконные действия, коррупцию и политические убийства ».

Прочтите полное постановление в Мушег Сагателян - Армения на HUDOC.

Published: 20 Sep 2018 | By Roman Kiselyov

Mushegh Saghatelyan v Armenia

Case Summary

Forum: ECtHR
Case No.: 23086/08
Judgment date: 20 September 2018

Facts

On 19 February 2008 a presidential election was held in Armenia, following which Serzh Sargsyan, the then Prime Minister, was declared the winner. The applicant was an active supporter of the main opposition candidate, Levon Ter-Petrosyan, who had served as President between 1991 and 1998, during which time the applicant was the Head of the Penitentiary Department at the Ministry of the Interior. Immediately after the announcement of the results, Mr. Ter-Petrosyan called on his supporters to gather in central Yerevan to protest against alleged irregularities in the election process.   Between 20 February and 1 March 2008, the demonstrators held rallies, in which the applicant actively participated, and some demonstrators, including the applicant, camped overnight in Freedom Square.  In the early morning of 1 March, without warning, about 800 armed police officers violently dispersed the encampment. The demonstrators, including the applicant, fled the Square.  The applicant was arrested and later convicted for allegedly assaulting a police officer and for carrying a bladed weapon. He alleged that he was beaten repeatedly during his arrest and at the police station, on the instructions of the police chief, to the extent that he lost consciousness.

Judgment

Reiterating that “unacknowledged detention of an individual was a complete negation of the fundamentally important guarantees” of Art. 5 ECHR, the Court found that the first 16 hours of the applicant’s detention were not recorded as a legal period of detention, and were never acknowledged by the Government; he was, therefore, deprived of  his rights, including to have a lawyer and to inform his family immediately, in breach of Article 5(1). Further, the applicant remained in police custody for at least 84 hours prior to being brought before a judge, exceeding the 72-hour limit established by domestic law. Additionally, the national courts did not provide sufficient reasons for the applicant’s detention, in breach of Art. 5(3). With regard to quality of justice, the Court found a violation of Article 6(1), noting that national courts failed to examine any of the applicant’s motions or witnesses and unreservedly endorsed the police’s version of events.

The Court also concluded that there was an interference with the applicant’s right to freedom of assembly (Art. 11) in relation to the dispersal of the demonstration and his prosecution, detention and conviction. There was no evidence to suggest that the demonstrations held at Freedom Square from 20 February 2008 had involved incitement to violence or that there had been any acts of violence prior to the police operation conducted in the early morning of 1 March 2008. The Government’s claims that protesters were planning to arm themselves were unsubstantiated; no evidence presented by the Government indicated that police were attacked with firearms, explosives or bladed weapons. The Court found that the Government’s explanation for the purpose of the police operation on 1 March 2008 was not sufficiently credible and that the objective of the operation was to disperse the demonstrators on Freedom Square and prevent further assemblies. The length of the protest alone was not sufficient to justify its dispersal without specific evidence that it posed a danger to public order or intentionally disrupted ordinary life. The Court noted the use of unjustified and excessive force to disperse the protest, the fact that no prior warning was given, that no independent and impartial investigation has since been conducted and that the narrative about the purpose of the operation has constantly changed.  It therefore found that the dispersal of the Freedom Square protest was “a disproportionate measure which went beyond what it was reasonable to expect from the authorities when curtailing freedom of assembly” (para. 248), was not necessary in a democratic society, and constituted a violation of Art. 11.

As regards the measures taken against the applicant, the Court found that he was prosecuted and detained for at least 5 months for his participation in, and possible organisation of, the Freedom Square demonstration.  It held that the dispersal of the peaceful assembly and subsequent rounding-up and detention of its activists or other peaceful participants without any evidence that they had personally committed any reprehensible acts, was not “necessary in a democratic society”.  The domestic courts failed to carry out a thorough and objective assessment of the facts underlying the charges against the applicant (such as uncertainty over the time of the claimed knife attacks and the applicant’s time of detention) in view of the overall context of the case and the need to guarantee the right under Art. 11.  The reasons relied on by the domestic courts to justify the Art. 11 interference were not genuinely “relevant and sufficient”, thus depriving the applicant of the procedural protection under Art. 11.  Additionally the dispersal of the assembly and legal action against the applicant cannot but have had a lasting discouraging effect on citizens’ willingness to participate in political assemblies.

Finally, the Court found both procedural and substantive violations of Art. 3, in light of the Government’s failure to provide a satisfactory and convincing explanation for the applicant’s injuries and that no official investigation had been carried out specifically into his allegations of ill-treatment.

The applicant was awarded €15,600 in respect of non-pecuniary damage.

Comment

This is the first judgment, along with Gaspari v Armenia (No. 44769/08) decided the same day, addressing the events of 1 March 2008.  The violent dispersal of the Freedom Square demonstrators that morning led to the arrests of many participants in the rallies, including a number of opposition leaders, and further mass protests, which resulted in ten deaths (including eight civilians), numerous injuries, and the declaration of a state of emergency. A number of other cases related to the 1 March events, including brought by the families of the deceased (Farmanyan and others v Armenia, No. 15998/11), are pending judgment before the Court.

The government has been heavily criticised for its failure to effectively investigate the 1 March events and the actions of state agents.  Following the ‘Velvet’ Revolution in 2018, and his appointment as Prime Minister, on 1 March 2019 (the eleventh anniversary of the events), Nikol Pashinyan issued a public statement“As the Head of the Republic of Armenia, I apologise on behalf of the State to all the victims of March 1, 2008, the victims of all political killings that have occurred in Armenia since independence, as well as to all those citizens and political forces subjected to political persecution. I am also apologising for the fraud fostered and coordinated by the ruling elites, for illegalities, corruption and political murders.”

Read the full judgment in Mushegh Saghatelyan v Armenia on HUDOC.