Дело № 58701/00
Дата приговора: 4 октября 2007 г. 

Факты

Заявитель стал жертвой похищения и попытки убийства российскими военнослужащими. Она покинула свой дом во время бомбардировки Старопромысловского района Грозного и вернулась 22 января 2000 г., чтобы проверить свой дом и забрать некоторые документы. Она обнаружила, что ее дом был разрушен. Она заметила солдат, загружающих одно из вещей своих соседей в бронетранспортеры, и была замечена ими. Ее вывели во двор, где солдаты стреляли в нее и еще двух женщин. Она была ранена и потеряла сознание. Впоследствии она проснулась, обнаружив на ногах пропитанный дизельным топливом матрас, и ее нога обгорела. На выздоровление она провела два месяца в больнице в Ингушетии, а в 2002 году была официально признана инвалидом.

Похоже, что заявитель не стремился установить какие-либо прямые контакты с правоохранительными органами сразу после нападения. Тем не менее, вскоре после этого о событиях в Старопромысловском районе, включая покушение на жизнь заявителя, стало известно соответствующим властям в результате сообщений НПО и СМИ. Согласно властям Российской Федерации нападение на заявительницу было предметом двух уголовных расследований, возбужденных в мае 2000 г. и в сентябре 2003 г. Следствие установило, что неустановленные лица в масках и камуфляжной форме и вооруженные автоматическим оружием несут ответственность за ее задержание и стрельба. Следствию не удалось установить виновных. Причастность к преступлению военнослужащих Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности (ФСБ) или армии не установлена.

Суждение

Суд постановил, что Российская Федерация нарушила статью 2 в силу неадекватности расследования нападения на заявителя, угрожающего жизни. Хотя по факту нападения было возбуждено уголовное дело, оно имело ряд недостатков. Во-первых, между предъявлением обвинений властям и началом расследования произошла необъяснимая задержка в три месяца. Во-вторых, несмотря на подробное описание нападавших заявительницей, не было предпринято никаких шагов для уточнения ее описания. В-третьих, власти отказались получить баллистический отчет, когда это могло иметь жизненно важное значение для установления личности нападавших. В-четвертых, участие заявительницы в расследовании было недостаточным, поскольку она не была в достаточной степени информирована о ходе расследования. Наконец, следствию не удалось даже идентифицировать воинские части и операции в районе в соответствующее время.

Суд установил дополнительное нарушение статьи 2 в отношении характера нападения на заявителя. Было установлено, что при нападении была использована смертоносная сила такой степени и типа, что была поставлена под угрозу жизнь заявителя. Атака могла быть приписана Российской Федерации на том основании, что не было выдвинуто никакой альтернативной версии событий.

Наконец, Суд установил нарушение статьи 13 в отношении неспособности Российской Федерации провести эффективное расследование нарушений статьи 2. Отсутствие тщательного и эффективного расследования лишило заявителя возможности добиваться установления личности и наказания виновные, в результате чего Правительство Российской Федерации нарушило статью 13 в совокупности со статьей 2.

Заявителю была присуждена компенсация в размере 50 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Published: 4 Oct 2007

Makhauri v Russia

Case Summary

Case No. 58701/00
Judgment date: 4 October 2007 

Facts

The applicant was the victim of an abduction and attempted murder by Russian servicemen. She had left her home during the bombardment of Staropromyslovskiy region in Grozny, and returned on 22 January 2000 to check on her house and retrieve some documents. She found her home had been destroyed. She spotted soldiers loading one of their neighbour’s possessions into armoured personnel vehicles, and was seen by them. She was taken to a courtyard where the soldiers shot at her and two other women. She was wounded and lost consciousness. Subsequently, she awoke finding a diesel-soaked mattress on her legs, and her leg burnt. She spent two months in a hospital in Ingushetia to recover, and in 2002 she was officially recognised as disabled.

It appears that the applicant did not seek to make any direct contact with law-enforcement bodies immediately after the attack. Nevertheless, shortly afterwards, the events in the Staropromyslovskiy district, including the attempt on the applicant’s life, became known to the relevant authorities as a result of NGO and media reports. According the Russian Government the attack on the applicant had been the subject of two criminal investigations, opened in May 2000 and in September 2003. The investigations had established that unidentified persons wearing masks and camouflage uniforms and armed with automatic weapons were responsible for her detention and shooting. The investigation failed to identify the culprits. It did not establish the involvement of servicemen of the Ministry of the Interior, the Federal Security Service (FSB) or the army in the crime.

Judgment

The Court held that the Russian Federation breached Article 2 by virtue of the inadequacy of its investigation into the life-threatening attack on the applicant. While a criminal investigation was instigated in respect of the attack, it suffered from numerous failings. Firstly, there was an unexplained delay of three months between the allegations being made to the authorities and the commencement of the investigation. Secondly, despite the applicant’s detailed description of her attackers, no steps were made to follow up her description. Thirdly, the authorities declined to obtain a ballistics report when this could have been vital to the identification of the attackers. Fourthly, the applicant’s participation in the investigation was inadequate as she was not kept sufficiently informed of the progress of the investigation. Lastly, the investigation failed even to identify the military units and operations in the district at the relevant time.

The Court found a further breach of Article 2 in respect of the nature of the attack on the applicant. It was held that the attack used lethal force of such a degree and type as to put the applicant’s life at risk. The attack could be attributed to the Russian Federation on the basis that no alternative version of events had been put forward.

Finally, the Court found a breach of Article 13 in respect of the failure of the Russian Federation to provide an effective investigation into the violations of Article 2. The absence of a thorough and effective investigation denied the applicant the opportunity to seek identification and punishment of those responsible, placing the Russian Government in breach of Article 13 in conjunction with Article 2.

The applicant was awarded EUR 50,000 in respect of non-pecuniary damages.