Форум: ЕСПЧ
Дело №.:  173/15 и 5 других
Дата приговора: 28 мая 2019

Факты

Заявления были поданы четырьмя физическими лицами и двумя компаниями (в составе правления которых находился третий заявитель). Четвертый заявитель был членом парламента Эстонии во время уголовного разбирательства.

В период с августа 2005 г. по октябрь 2006 г. Служба внутренней безопасности осуществляла тайное наблюдение за заявителями на основании разрешительных решений прокурора или судьи по предварительному следствию. Внутреннее законодательство требует, чтобы оба типа разрешений содержали обоснование наличия разумного подозрения в совершении преступления и того, что тайное наблюдение было крайней мерой. В решениях судей были указаны общие причины необходимости наблюдения. В постановлениях прокуратуры причины не указаны.

Уголовное дело, возбужденное властями Эстонии по подозрению в коррупции, связанном с обменом земельных участков в заповедных зонах на участки в районах, где разрешена застройка. Суд первой инстанции оправдал заявителей, сочтя доказательства недопустимыми, поскольку они были получены незаконным путем. Это решение было отменено апелляционной инстанцией, Апелляционный суд и Верховный суд признали доказательства приемлемыми, а заявителей виновными.

Суждение

Суд не установил нарушения статьи 6 (1) (продолжительность уголовного производства). Рассматриваемое уголовное дело было «значительной сложности«С участием нескольких обвиняемых, нескольких свидетелей и«скрытые преступления”Предлагать и принимать чаевые, что затрудняло сбор доказательств. Не было периодов бездействия или задержек, и ни одна из сторон не затягивала судебное разбирательство ненадлежащим образом. В целом судебное разбирательство (от шести лет до восьми месяцев и от восьми лет до девяти месяцев) не выходило за рамки того, что было разумным в данных обстоятельствах.

Суд установил, что право на уважение частной жизни и корреспонденции (статья 8 ЕКПЧ) было нарушено. Вмешательство не соответствовало национальному законодательству (обоснование разрешений на тайное наблюдение) и, следовательно, не соответствовало закону. В решения, вынесенные судьями по предварительному следствию, включены только «Поверхностные и декларативные заявления«, А доверенность прокуратуры вообще не содержала никаких мотивов. Ретроспективное объяснение причин разрешительных решений «Открыл дверь для произвола вопреки гарантиям по статье 8”(Драгоевиć v Хорватия, № 68955/11, 15.1.15, п. 98).

Суд присудил второй и третьей заявительницам, а также первой и второй компаниям-заявителям по 2000 евро каждой в качестве компенсации морального вреда.

Комментарий

Полагаясь, среди прочего, на принципах, установленных Большой Палатой в Роман Захаров v Россия, № 47143/06, 4.12.15, и Драгоевич против Хорватии, подход Суда к статье 8 был скорее подтверждающим, чем новаторским. Постановление обращает внимание на принцип верховенства права, гласящий, что «Было бы противоречить верховенству закона, если бы юридическая свобода усмотрения, предоставленная исполнительной власти или судье, была выражена в терминах неограниченных полномочий» Принятие использования неадекватных аргументов для оправдания слежки или использования ретроспективных оправданий для исправления этих недостатков со всеми рисками произвола, которые это может вызвать, явно нарушило бы идеал верховенства права.

В июле 2019 года Большая палата дополнительно рассмотрит соответствие различных режимов наблюдения ЕКПЧ в Большой брат уотч и другие против Соединенного Королевства а также Centrum för rättvisa против Швеции.

Прочтите полное суждение о HUDOC.

Published: 28 May 2019 | By Ben Lloyd

Liblik & others v Estonia

Case Summary

Forum: ECtHR
Case No.:  173/15 and 5 others
Judgment date: 28 May 2019

Facts

The applications were brought by four individuals and two companies (on whose boards the third applicant sat). The fourth applicant was a member of the Estonian Parliament at the time of the criminal proceedings.

Between August 2005 and October 2006, the Internal Security Service carried out secret surveillance of the applicants based on authorisation decisions of the prosecutor or preliminary investigation judge.  Domestic law required both types of authorisations to contain reasons that there was a reasonable suspicion that an offence had been committed and that secret surveillance was a measure of last resort.  The judges’ decisions provided general reasons for the necessity of the surveillance.  No reasons were provided in the prosecutors’ decisions.

The criminal proceedings brought by the Estonian authorities related to suspicions of corruption involving exchanges of plots of land in conservation areas for plots in areas where development was permitted.  The first instance court acquitted the applicants, holding that the surveillance evidence was inadmissible as it had been obtained unlawfully.  This decision was overturned on appeal, the Appeal Court and Supreme Court finding the surveillance evidence admissible and the applicants guilty.

Judgment

The Court found no violation of Article 6(1) (length of criminal proceedings). The criminal case under review was “of considerable complexity“, involving several accused, multiple witnesses and the “hidden offences” of offering and accepting gratuities, which made evidence-gathering challenging.  There were no periods of inactivity or delay, and no party had inappropriately prolonged the proceedings.  Overall the proceedings (between six years and eight months, and eight years and nine months) did not go beyond what was reasonable in the circumstances.

The Court found that the right to respect for private life and correspondence (Article 8 ECHR) had been violated. The interferences did not comply with domestic law (that secret surveillance authorisations be reasoned), and were therefore not in accordance with the law. The decisions issued by the preliminary investigation judges included only “superficial and declaratory statements“, whereas the prosecutors’ authorisations did not contain any reasoning at all. Retrospective provision of reasons for authorisation decisions “opened a door to arbitrariness contrary to the guarantees under Article 8” (Dragojević v Croatia, No. 68955/11, 15.1.15, para. 98).

The Court awarded the second and third applicants, and the first and second applicant companies €2000 each for non-pecuniary damage.

Comment

Relying, inter alia, on the principles established by the Grand Chamber in Roman Zakharov v Russia, No. 47143/06, 4.12.15, and Dragojević v. Croatia, the Court’s approach to Article 8 was confirmatory rather than innovative. The judgment draws attention to the rule of law principle stating that “it would be contrary to the rule of law for the legal discretion granted to the executive or to a judge to be expressed in terms of an unfettered power”.  To accept the use of inadequate reasoning to justify surveillance, or the use of retrospective justifications to remedy these defects, with all the risks of arbitrariness this would invite, would clearly breach the rule of law ideal.

In July 2019, the Grand Chamber will further consider compliance of different surveillance regimes with the ECHR in Big Brother Watch and Others v. the United Kingdom and Centrum för rättvisa v. Sweden.

Read the full judgment on HUDOC.