Форум: ЕСПЧ
Дело №.: 62903/15
Дата приговора: 4 июля 2019 г.

Факты

В июле 2010 года заявительница позвонила в полицию, утверждая, что ее муж («Е») избивал ее, как и в течение многих лет. Был издан запретительный приказ. 10.1.11. Е. был признан виновным в нанесении телесных повреждений и опасном угрожающем поведении заявителю в инциденте в июле 2010 года и приговорен к трем месяцам лишения свободы условно. 22.05.12 заявительница подала на развод и сообщила Э. в полицию об изнасиловании, избиении ее и их детей и ежедневных угроз убить ее и их детей. Был издан еще один запретительный судебный приказ, запрещавший Е. находиться в семейном доме, а также в квартире родителей заявителя. Прокурор возбудил уголовное дело против Е. за изнасилование, нанесение телесных повреждений и опасные угрозы, а также опросил детей, которые подтвердили, что он их бил. 24.5.12 Э. был допрошен и показал показания детей. 25.5.12 Э. посетил детскую школу, отвел сына («А») в подвал, застрелил его и покончил жизнь самоубийством. Двумя днями позже сын заявительницы скончался от полученных травм.

Заявитель возбудил дело об официальной ответственности, утверждая, что Е. должен был содержаться под стражей до суда после ее сообщения от 22.05.12, поскольку существовал реальный и непосредственный риск того, что он снова совершит преступление против своей семьи, и что запретительного приказа было недостаточно. Областной суд Санкт-Пёльтена отклонил иск заявителя 14.11.14, постановив, что непосредственной опасности для жизни А. не было. 30.01.15 Венский апелляционный суд отклонил жалобу заявителя. 23.4.15 Верховный суд отклонил чрезвычайную апелляцию заявителя по вопросам права.

Суждение

Не обнаружив нарушения, Суд повторил, что ст. 2 включало позитивное обязательство, состоящее из двух частей: (1) принимать превентивные оперативные меры для защиты лица, чья жизнь, как известно или должно было быть известно властям, находилась под угрозой из-за преступных действий другого (Осман против Соединенного Королевства, № 23452/94, 28.10.1998, п. 115) и (2) создать законодательную и административную основу, призванную обеспечить эффективное сдерживание угроз праву на жизнь (Талпис против Италии, № 41237/14, 2.3.17, пункт 100).

Что касается первого обязательства, Суд установил, что национальные власти имели право сделать вывод об отсутствии видимой реальной и непосредственной опасности для жизни детей. Суд принял во внимание тот факт, что Е. выполнила постановление от 2010 г., ни о каких происшествиях не сообщалось в течение двух лет, запретительный приказ 2012 г. лишил доступа к домам заявительницы и ее родителей, ключи Е. были конфискованы, не было признаки того, что у Э. было оружие, или обострения ситуации, а ежедневные угрозы были «частично двусмысленными», не принимались в ответ в течение двух месяцев и не указывали на угрозу вне дома. Следовательно, он постановил, что власти имели право сделать вывод о том, что более ограничительная мера, такая как заключение Е. в предварительное заключение, не была оправдана.

Что касается второго обязательства, Суд постановил, что, хотя правовая база для защиты заявительницы и ее детей существовала (временный запретительный судебный приказ, запретительный судебный приказ), она не была использована в полной мере, поскольку существовала непосредственная опасность для жизни детей (в школе). не воспринималось в то время.

Комментарий

Это суждение Пятой секции, по-видимому, резко контрастирует с Володина против России, № 41261/17, 9.7.19 решение вынесено пятью днями позже Третьей Секцией, которая, в отличие от Курта, демонстрирует прогрессивный и гендерно-чувствительный подход к домашнему насилию и его защите. Для анализа различных подходов, использованных в этих двух постановлениях, см. Это Блог наблюдателей в Страсбурге.

В частности, судья Хусейнов в своем совпадающем мнении по делу Курта выражает озабоченность по поводу подхода Суда, утверждая, что применение теста Османа было сомнительным с учетом специфики домашнего насилия, которое характеризовалось постоянным запугиванием и жестоким обращением, а не единичным инцидентом. Он разделял мнение судьи Пинто де Альбукерке о том, что «[реалистично] говоря, на стадии« непосредственной опасности »для жертвы государству часто бывает слишком поздно вмешиваться. Кроме того, повторяемость и эскалация, присущие большинству случаев домашнего насилия, делают каким-то искусственным, даже пагубным, требование незамедлительности риска »(Валиулиене против Литвы, № 33234/07, 26.03.13см. также особое мнение судьи Пинто де Альбуркерке по делу Володиной). Таким образом, судья Гусейнов постановил, что «попытки доказать непосредственность риска для жизни в делах о домашнем насилии… не будут соответствовать объему обязательств государств по проявлению должной осмотрительности в области предотвращения домашнего насилия и борьбы с ним».

Таким образом, судебное решение по делу Курта является ретроградным шагом в защите женщин и детей от домашнего насилия, когда насилие повторяется и усиливается с течением времени. Здесь Суд, по-видимому, не принимает во внимание ряд очень важных факторов, в том числе эскалацию насилия, недавнее прошение заявительницы о разводе и тот факт, что заявитель утверждала, что Е. совершила новые преступления против нее и их детей во время срок его условного тюремного заключения.

Прочтите полное суждение о HUDOC.

Прочтите краткое изложение дела в Володина против России, № 41261/17, 9.7.19.

Published: 2 Oct 2019 | By Anida Zuko

Kurt v Austria

Case Summary

Forum: ECtHR
Case No.: 62903/15
Judgment date: 4 July 2019

Facts

In July 2010 the applicant called the police alleging that her husband (“E”) had beaten her, as he had been for years. A barring order was issued. On 10.1.11, E was convicted of bodily harm and dangerous threatening behaviour against the applicant for the July 2010 incident and sentenced to three months’ imprisonment, suspended for three years. On 22.5.12 the applicant filed for divorce and reported E. to the police for rape, beating her and their children and making daily threats to kill her and their children. Another restraining order was issued, barring E from the marital home, as well as the applicant’s parents’ apartment. The public prosecutor instituted criminal proceedings against E for rape, bodily harm and dangerous threats, and interviewed the children who confirmed that he beat them. On 24.5.12, E was questioned and shown the children’s statements. On 25.5.12, E. visited his children’s school, took his son (‘A’) to a basement and shot him , and committed suicide. Two days later, the applicant’s son died from his injuries.

The applicant instituted official liability proceedings, arguing that E should have been held in pre-trial detention following her report of 22.5.12 as there had been a real and immediate risk that he would reoffend against his family and that a barring order was insufficient. The St. Pölten Regional Court dismissed the applicant’s claim on 14.11.14, holding that there had not been an immediate risk to A’s life. On 30.1.15, the Vienna Court of Appeal dismissed the applicant’s appeal. On 23.4.15, the Supreme Court rejected an extraordinary appeal by the applicant on points of law.

Judgment

Finding no violation, the Court reiterated that Art. 2 included a two-part positive obligation: (1) to take preventive operational measures to protect an individual whose life the authorities knew or ought to have known was at risk from the criminal acts of another (Osman v. the United Kingdom, No. 23452/94, 28.10.1998, para. 115) and (2) to put in place a legislative and administrative framework designed to provide effective deterrence against threats to the right of life (Talpis v Italy, No. 41237/14, 2.3.17, para. 100).

Regarding the first obligation, the Court found that the domestic authorities were entitled to conclude that there was no discernible real and immediate risk to the children’s lives. The Court took into account the fact that E had complied with the 2010 order, no incident was reported for two years, the 2012 barring order prevented access to the applicant’s and her parents’ homes, E.’s keys were seized, there were no indications that E had a weapon or of an escalation of the situation, and the daily threats were “partly ambiguous”, had not been acted on for two months and did not indicate a threat outside the home. It therefore held that the authorities were entitled to conclude that a more restrictive measure such as taking E into pre-trial detention was not warranted.

Regarding the second obligation, the Court held that although a legal framework for the applicant’s and her children’s protection existed (temporary restraining order, banning order), full use of it was not made because an immediate risk to the children’s life (at school) was not perceived at the time.

Comment

This judgment by the Fifth Section appears to be in stark contrast to the Volodina v. Russia, No. 41261/17, 9.7.19 judgment delivered five days later by the Third Section which, unlike Kurt, demonstrates a progressive and gender-sensitive approach to domestic violence and its protection. For analysis of the different approaches taken in the two judgments see this Strasbourg Observers Blog.

Notably Judge Hüseynov in his concurring opinion in Kurt raises concerns over the Court’s approach, arguing that the application of the Osman test was questionable given the peculiarity of domestic violence, which was characterised by continuous intimidation and abuse rather than a single incident. He shared the views of Judge Pinto De Albuquerque that “[r]ealistically speaking, at the stage of an “immediate risk” to the victim it is often too late for the State to intervene. In addition, the recurrence and escalation inherent in most cases of domestic violence makes it somehow artificial, even deleterious, to require an immediacy of the risk” (Valiuliene v. Lithuania, No. 33234/07, 26.03.13, see also Judge Pinto de Alburquerque’s separate opinion in Volodina). Judge Hüseynov therefore held that “seeking to prove the immediacy of the risk to life in domestic violence cases … would not be consonant with the scope of the due-diligence obligations of States in the field of preventing and combating domestic violence”.

The judgment in Kurt is therefore a retrograde step in the protection of women and children from domestic violence, where violence recurs and escalates over time. Here, the Court appears to fail to take into account a number of highly relevant factors, including the escalation of violence, the applicant’s recent petition for divorce, and the fact that the applicant alleged that E had committed further offences against her and their children during the period of his suspended prison sentence.

Read the full judgment on HUDOC.

Read the case summary in Volodina v. Russia, No. 41261/17, 9.7.19.