Клаус и Юрий Киладзе против Грузии

Klaus and Yuri Kiladze v Georgia

Дело № 7975/06
Дата приговора: 2 февраля 2010 г. 

Факты

Отец заявителей был казнен в 1937 году, а их мать была отправлена в ГУЛАГ (исправительно-трудовой лагерь) в 1938 году за предполагаемые преступления против советского режима. Квартира их родителей в Тбилиси и все их имущество были конфискованы. Заявители провели два года в детском доме в России в стесненных и антисанитарных условиях, прежде чем смогли вернуться в Грузию. В 1956 и 1957 годах мать и отец заявителей были реабилитированы.

Заявители были признаны жертвами политических репрессий в 1998 году. В 2005 году они обратились во внутренние суды Грузии с требованием компенсации на основании статьи 9 Закона о признании граждан Грузии жертвами политических репрессий и социальной защиты репрессированных. от 11 декабря 1997 г. (закон 1997 г.). В конечном итоге Верховный суд пришел к выводу, что, поскольку не было принято никакого нормативного акта, касающегося выплаты компенсации, как указано в статье 9 Закона 1997 года, просьба заявителей не может быть удовлетворена. 

Суждение

Правительство утверждало, что дело было неприемлемым. ratione temporis. Суд, однако, счел, что право, предоставленное законом 1997 года до ратификации Грузией Протокола № 1, все еще оставалось в силе, и заявители продолжали страдать из-за того, что Правительство не приняло законодательные меры в этом отношении. Суд отклонил возражения властей Российской Федерации на основании несовместимости ratione materiae так как когда началось национальное разбирательство, у заявителей в силу закона 1997 года имелся долг, достаточно установленный для выплаты.

Что касается существа дела, Суд установил, что именно непринятие властями Российской Федерации необходимых законов для определения размера компенсации и правил ее выплаты ограничило эффективное осуществление заявителями права, защищенного статьей 1 Протокола 1. Более того, Суд установил, что государство не представило убедительных или аргументированных аргументов, чтобы объяснить его отказ, и не продемонстрировало готовности устранить коренные причины этого отказа. Это возложило на заявителей непропорциональное и чрезмерное бремя, которое не могло быть оправдано общественными интересами. Таким образом, Суд установил нарушение статьи 1 Протокола 1.

Суд присудил каждому заявителю по 4 000 евро в качестве компенсации морального вреда. 

Комментарий

В соответствии со статьей 46 (исполнение судебных решений) Грузия должна была незамедлительно принять необходимые законодательные, административные или бюджетные меры для защиты прав этих людей, как и заявители. В результате в 2011 году в законодательство были внесены поправки, позволяющие жертвам советских репрессий и их наследникам в первом поколении обращаться за компенсацией в Тбилисский городской суд. В связи с этими поправками в Тбилисский городской суд было подано несколько тысяч заявлений, однако эти заявления привели к смехотворным денежным суммам (от 46 евро до 230 евро) и, следовательно, не соответствовали требованиям адекватной и справедливой компенсации в соответствии со статьей 1. Протокола 1 ЕКПЧ.

Чтобы исправить недостатки в практике национальных судов при исполнении решения Киладзе, в 2012 году GYLA и EHRAC подали повторное заявление в ЕСПЧ. В Бурдиашвили и другие против Грузии (№ 26290/12) заявители утверждали, что национальные суды признали законодательные поправки полностью неэффективными, не исправив предыдущую ситуацию и не положив конец нарушению их прав собственности. Заявители утверждали, что серьезные процессуальные ошибки при определении размера компенсации нарушили право на справедливое судебное разбирательство и право собственности (статья 6 и статья 1 Протокола 1 ЕКПЧ).

В ответ на заявку в Бурдиашвили дело (сообщено 23 сентября 2013 г.), и принимая во внимание рекомендации, представленные EHRAC и GYLA Комитету министров Совета Европы по исполнению Киладзе постановлением, Правительство представило дополнительные законодательные поправки с целью повышения эффективности нынешнего механизма компенсации, которые были приняты Парламент 31 октября 2014 года. В соответствии с поправками, которые должны вступить в силу 1 января 2015 года, суды предоставят фиксированную сумму компенсации - минимум 1000 лари (432 евро) и максимальный 2000 лари (865 евро). рассчитывается исходя из тяжести допущенного нарушения. Те, кто уже получил компенсацию ниже этой фиксированной суммы, будут иметь право подать новое заявление, и сумма будет выплачена в течение одного года с даты вынесения нового судебного решения. Как только поправки вступят в силу, предполагаемый эффект будет заключаться в том, что выжившие после советских репрессий или их наследники в Грузии получат более адекватную компенсацию, чем позволяет нынешняя практика.

Published: 2 Feb 2010

Klaus and Yuri Kiladze v Georgia

Case Summary

Case No. 7975/06
Judgment date: 2 February 2010 

Facts

The applicants’ father was executed in 1937 and their mother was sent to a GULAG (corrective labour camp) in 1938 for alleged crimes against the Soviet regime. Their parents’ flat in Tbilisi and all their belongings were confiscated. The applicants spent two years in an orphanage in Russia in cramped and unsanitary conditions before being able to return to Georgia. In 1956 and 1957 the applicants’ mother and father were rehabilitated.

The applicants were recognised as victims of political repression in 1998. In 2005 they applied to the Georgian domestic courts seeking compensation on the basis of Article 9 of the Law on the Recognition of Citizens of Georgia as Victims of Political Repressions and Social Security of the Repressed of 11 December 1997 (the 1997 law). Ultimately, the Supreme Court concluded that as no regulatory act relating to the payment of compensation, as referred to in Article 9 of the 1997 law, had been adopted, the applicants’ request could not be granted. 

Judgment

The Government argued that the case was inadmissible ratione temporis. The Court considered however, that the right granted by the 1997 law prior to Georgia’s ratification of Protocol No. 1 was still in effect and the applicants continued to suffer as a result of the Government’s failure to legislate in this regard. The Court dismissed the Government’s objections based on incompatibility ratione materiae as when the domestic proceedings began the applicants possessed, by virtue of the 1997 law, a debt sufficiently established to be payable.

As for the merits, the Court found that it was the Government’s failure to adopt the necessary laws to determine the amount of compensation and the rules for its payment which had restricted the applicants’ effective exercise of the right protected by Article 1 of Protocol 1. Moreover, the Court found that the State had not provided convincing or reasoned arguments to explain its failure, nor had it shown readiness to address the root causes of that failure. It had placed a disproportionate and excessive burden on the applicants that could not be justified by the public interest. Thus, the Court found a violation of Article 1 of Protocol 1.

The Court awarded 4,000 EUR to each applicant in moral damages. 

Comment

Under the Article 46 (execution of judgments) Georgia was required to introduce rapidly the necessary legislative, administrative or budgetary measures to remedy the rights of those people, similar to the applicants.  As a result, in 2011 legislative amendments were introduced allowing victims of Soviet repression and their first generation heirs to apply for compensation at the Tbilisi City Court. These amendments saw several thousands of applications submitted to the Tbilisi City Court, however, these applications resulted in derisory sums of money (from 46 EUR to 230 EUR), and therefore failed to live up to the requirements of adequate and fair compensation under Article 1 of Protocol 1 ECHR.

To remedy the flaws in the practice of the national courts in implementing the Kiladze judgment, in 2012 GYLA and EHRAC submitted a follow-up application to the ECtHR. In Burdiashvili and others v Georgia (No. 26290/12) the applicants asserted that the national courts had rendered the legislative amendments wholly ineffective, failing to remedy the previous situation and put an end to the violation of their property rights. The applicants asserted that serious procedural flaws in determining the amount of compensation violated the rights to fair trial and property (Article 6 and Article 1 of Protocol 1 ECHR).

In response to the application in the Burdiashvili case (communicated on 23 September 2013), and taking into account recommendations submitted by EHRAC and GYLA to the Committee of Minsters of the Council of Europe on the execution of the Kiladze judgment, the Government presented further legislative amendments with the aim of making the current compensation mechanism more effective, which were adopted by Parliament on 31 October 2014. Under the amendments, which are due to take effect on 1 January 2015, Courts will grant a fixed amount of compensation – the minimum being 1000 GEL (432 EUR) and the maximum 2000 GEL (865 EUR) – to be calculated based on the gravity of the violation suffered. Those who have already received compensation below this fixed amount will be entitled to apply anew and the sum will be paid in one year from the date of the new judgment.  Once the amendments come into force, the intended effect will be that the survivors of Soviet repression or their heirs in Georgia will be awarded more adequate compensation than current practice allows.