Хадиджа Исмайлова против Азербайджана

10 января 2019
Khadija Ismayilova v Azerbaijan

Форум: ЕСПЧ

№ дела 65286/13 и 57270/14

Дата приговора: 10 января 2019 г.

Факты

Заявитель, Хадиджа Исмайлова, - известный азербайджанский журналист, удостоенный наград, расследование которого выявило коррупцию и предвзятость в правительстве и администрации президента. В августе 2010 года и июне 2011 года она публиковала и участвовала в статьях, касающихся предполагаемого участия дочерей президента в различных коммерческих предприятиях, а в 2012 году заявила, что правительство выдало прибыльную лицензию на добычу горнодобывающему консорциуму, контролируемому семьей президента. В марте 2012 года она получила письмо с угрозами с адреса в Москве, в котором требовалось прекратить свою деятельность, к нему прилагались кадры из видео, снятого в ее спальне с помощью скрытой камеры, на котором видно, что она занимается половым актом со своим тогдашним парнем. Эти изображения также были отправлены в две оппозиционные газеты, которые их не публиковали. Еще два видео сексуального характера были опубликованы в интернет-газетах, а также видео с участием кого-то похожего на заявительницу и несколько статей с нападками на нее. Проведя расследование с друзьями, она обнаружила, что в ее квартире неизвестные лица без ее ведома и согласия установили скрытые камеры, с которых были сняты и распространены интимные видео. Они также обнаружили второй телефонный провод, ведущий из квартиры к телефонной будке за пределами ее дома.

Было возбуждено уголовное дело; однако заявитель утверждал, что органы прокуратуры отказались принять даже самые простые и очевидные меры по выявлению и привлечению к ответственности виновных. После того, как заявительница опубликовала пресс-релиз, в котором излагаются ее жалобы на расследование, прокуратура выпустила отчет о ходе расследования, раскрывая общественности дополнительную личную частную информацию о заявителе.

Суждение

Во-первых, Суд единогласно постановил, что письмо с угрозами, тайная съемка и распространение интимных видео касались интимного аспекта частной жизни заявителя, который требовал от государства в соответствии с его позитивным обязательством обеспечить наличие эффективного уголовного законодательства и проведено эффективное уголовное расследование. Он постановил, что власти не провели эффективного расследования в нарушение ст. 8 ЕКПЧ: уголовное расследование было проведено с существенными ошибками и задержками; очевидных зацепок не последовали; ключевые свидетели не были допрошены должным образом; власти не исключили, были ли эти действия мотивированы профессиональной деятельностью заявителя; лицо, отправившее письмо с угрозами, не было идентифицировано, и источник видео и личности загрузивших не были определены. Таким образом, Суд пришел к выводу, что власти не выполнили свое позитивное обязательство по обеспечению надлежащей защиты частной жизни заявителя путем проведения эффективного уголовного расследования.

Во-вторых, в отношении публикации прокурором отчета о ходе расследования Суд установил еще одно нарушение ст. 8, отмечая, что раскрытие конфиденциальной личной информации и «чрезмерное и избыточное раскрытие конфиденциальных личных данных»В отчете о статусе представляет собой вмешательство в частную жизнь заявителя, которое не было оправдано и не служило законной цели, особенно когда вопрос о частной жизни заявителя имел первостепенное значение в общем контексте дела. Как заявил Суд, «Сама ситуация требует от властей проявлять осторожность, чтобы не усугублять уже существующее нарушение конфиденциальности заявителя.», Чего не удалось сделать.

В-третьих, учитывая профессиональный опыт заявительницы и ее журналистскую деятельность, Суд постановил, что имело место нарушение позитивного обязательства государства по ст. 10, чтобы защитить ее свободу слова. Суд обратил внимание на недостатки и задержки в расследовании уголовного дела, опубликованные статьи в газетах, публичное раскрытие властями дополнительной конфиденциальной информации, что усугубило ситуацию и было «вопреки духу среды, защищающей журналистику»(Пункт 165).

Суд присудил выплатить 15 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Комментарий

Значение дела отражено в большое количество организаций, которым разрешено вмешиваться в дело в качестве третьих лиц (краткое изложение их комментариев см. в пунктах 74-78 Постановления):

  • ПЕН Интернэшнл
  • Privacy International
  • Статья 19.
  • Комитет защиты журналистов
  • Индекс цензуры
  • Поддержка международных СМИ
  • Институт свободы и безопасности репортеров
  • Международное партнерство за права человека
  • Американский ПЕН-центр
  • Front Line Defenders
  • Канадские журналисты за свободу слова
  • Международная федерация прав человека
  • Всемирная организация против пыток
  • Норвежский Хельсинкский комитет
  • Фонд Дома прав человека

Это постановление подчеркивает исключительную важность независимой журналистики в демократическом обществе, подтверждая позитивные обязательства государств по защите журналистов от давления и преследований, в том числе путем обеспечения эффективного расследования преступлений, совершенных против них. С тех пор заявительница продолжала сталкиваться с ограничениями в своей профессиональной деятельности. В декабре 2014 года она была арестована и заключена под стражу по обвинению в подстрекательстве бывшего коллеги к самоубийству, а в феврале 2015 года ей было дополнительно предъявлено обвинение в хищении в крупных размерах, незаконном предпринимательстве, уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении властью. Многие считают, что все эти обвинения сфабрикованы, и ее арест и содержание под стражей являются предметом отдельного дела, в настоящее время ожидающего решения ЕСПЧ.. Освободилась в мае 2016 года. В настоящее время она находится под запретом на поездки, по всей видимости, с целью воспрепятствовать и наказать ее за ее громкую журналистскую деятельность.. Это дело в настоящее время ожидает решения в ЕСПЧ.

Прочтите полное суждение о HUDOC.

Published: 10 Jan 2019 | By Roman Kiselyov

Khadija Ismayilova v Azerbaijan

Case Summary

Forum: ECtHR

Case Nos. 65286/13 and 57270/14

Judgment Date: 10 January 2019

Facts

The applicant, Khadija Ismayilova, is an award-winning and renowned Azerbaijani journalist, whose investigations have exposed corruption and bias within the government and presidential administrations. In August 2010 and June 2011 she published and contributed to articles concerning the alleged involvement of the President’s daughters in various commercial ventures, and in 2012 claimed the government had awarded a lucrative extraction license to a mining consortium controlled by the president’s family. In March 2012 she received a threatening letter from an address in Moscow, demanding that she cease her activities, enclosed with stills from a video taken in her bedroom with a hidden camera, showing her engaged in sexual intercourse with her then boyfriend. These images were also sent to two opposition newspapers, which did not publish them. Two further videos of a sexual nature were published in online newspapers, as well as a video featuring someone resembling the applicant, and several articles attacking her. After investigating with her friends, she discovered hidden cameras had been installed in her flat by unknown persons without her knowledge and consent, from which the intimate videos were filmed and disseminated. They also found a second telephone wire leading out of the flat, and connecting to a telephone box outside her building.

A criminal investigation was initiated; however, the applicant claimed that prosecuting authorities refused to conduct even the most simple and obvious measures to identify and bring to justice the perpetrators. After the applicant published a press release outlining her complaints regarding the investigation, the Prosecutor’s office issued a report on the status of investigation, disclosing to the public additional personal private information concerning the applicant.

Judgment

Firstly, the Court unanimously held that the threatening letter, secret filming and dissemination of intimate videos concerned an intimate aspect of the applicant’s private life, which required the state, under its positive obligation, to ensure that an efficient criminal law was in place and an effective criminal investigation conducted.  It held that the authorities had failed to conduct an effective investigation in breach of Art. 8 ECHR: the criminal investigation was handled with significant flaws and delays; obvious leads were not followed; key witnesses were not properly questioned; the authorities failed to rule out whether the acts were motivated by the applicant’s professional activities; the person who sent the threat letter was not identified and the source of the videos and identities of the uploaders was not determined.  The Court concluded therefore, that the authorities failed to comply with their positive obligation to ensure adequate protection of the applicant’s private life by carrying out an effective criminal investigation.

Secondly, with regard to the Prosecutor’s publication of the investigation status report, the Court found another violation of Art. 8, noting that disclosure of sensitive personal information and “excessive and superfluous disclosure of sensitive private details” in the status report constituted an interference with the applicant’s privacy, which was not justified and did not serve a legitimate aim, specifically when the question of the applicant’s privacy was paramount in the overall context of the case.  As the Court stated “The situation itself called for the authorities to exercise care in order not to compound further the already existing breach of the applicant’s privacy”, which it failed to do.

Thirdly, given the professional background of the applicant and her journalist activities, the Court held that there was a violation of the state’s positive obligation under Art. 10 to protect her freedom of expression.  The Court drew attention to the flaws and delays in the criminal investigation, the newspaper articles published, the public disclosure of additional sensitive information by the authorities, which compounded the situation and was “contrary to the spirit of an environment protective of journalism” (para. 165).

The Court awarded €15,000 in respect of non-pecuniary damages.

Comment

The significance of the case is reflected in the large number of organisations permitted to intervene as third parties in the case (for a summary of their comments, see paras 74-78 of the judgment):

  • PEN International
  • Privacy International
  • Article 19
  • Committee to Protect Journalists
  • Index on Censorship
  • International Media Support
  • the Institute for Reporters’ Freedom and Safety
  • International Partnership for Human Rights
  • PEN American Center
  • Front Line Defenders
  • Canadian Journalists for Free Expression
  • International Federation for Human Rights
  • World Organisation Against Torture
  • Norwegian Helsinki Committee
  • Human Rights House Foundation

This judgment underlines the outstanding importance of independent journalism in a democratic society, reaffirming the positive obligations of States to protect journalists from pressure and harassment, including by ensuring effective investigation of crimes committed against them. The applicant has since continued to face restrictions to her professional activities. In December 2014, she was arrested and detained on the charge of inciting a former colleague to commit suicide, and was additionally charged in February 2015 with large-scale misappropriation, illegal entrepreneurship, large-scale tax evasion and abuse of power. All of these charges are widely believed to be trumped-up, and her arrest and detention are the subject of a separate case currently pending judgment from the ECtHR. She was released in May 2016. She is currently subject to a travel ban, seemingly intended to hinder and punish her for her high-profile journalism. This case is currently pending judgment before the ECtHR.

Read the full judgment on HUDOC.