Дело № 24427/02
Дата приговора: 11 февраля 2010 г.

Факты

Это дело касается чрезмерной продолжительности разбирательства, возбужденного заявителем с требованием компенсации за халатность со стороны государственных властей. Его призвали в армию, несмотря на серьезное заболевание мозга.

Заявитель, гражданин России, впервые был осмотрен военно-врачебной комиссией 12 февраля 1997 г. и был признан «Временно непригодный» на военную службу. Он был повторно осмотрен в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. и признан годным к службе; заявитель не жаловался. Военная служба заявителя началась 3 июня 1999 года. Пять месяцев спустя он дезертировал и поступил в психоневрологический институт, утверждая, что проблемы со здоровьем вызваны жестоким обращением в армии. У него обнаружили серьезное заболевание мозга. В декабре 1999 г. заявитель был признан непригодным к службе. Последующие обследования пришли к выводу, что заболевание мозга развилось до призыва заявителя на военную службу, но не имело явных физических симптомов.

19 января 2000 г. заявитель подал иск к окружной военно-призывной комиссии, Приозерскому районному и Ленинградскому областным военным советам о компенсации ущерба. Он также просил городской суд отменить решение Приозерской районной военной коллегии от 3 июня 1999 г. как незаконное, заявив, что его не должны были призвать в армию, поскольку он был серьезно болен. В последующие годы слушание дела откладывалось или откладывалось по разным причинам. 18 марта 2004 г. на судебном заседании заявитель отказался пройти медицинское обследование, и в тот же день городской суд отклонил иск.

Суждение

Принимая во внимание длительность разбирательства, Суд повторил, что разумность должна оцениваться в свете обстоятельств дела и со ссылкой на следующие критерии: сложность дела, поведение заявителя и соответствующих властей. и что было поставлено на карту для заявителей в споре. Он отметил, что районному суду потребовалось несколько месяцев, чтобы назначить слушания. Кроме того, подсудимые не явились по крайней мере пять раз, что привело к задержке примерно на семь месяцев. Наконец, он принял к сведению четырехлетний и четырехмесячный период рассмотрения дела в двух инстанциях и установил нарушение статьи 6 о чрезмерной продолжительности деликтного производства.

Комментарий

Заявитель также утверждал, что его призыв на военную службу, его последующее жестокое обращение и непроведение властями расследования по этому поводу надлежащим образом нарушили статью 3. Однако Суд счел, что заявитель не жаловался на свое здоровье во время медицинских осмотров, и поскольку обычное обследование могло не выявили болезни заявителя, у российских властей не было серьезных оснований полагать, что из-за состояния здоровья заявителя он столкнется с реальной угрозой лечения, запрещенного статьей 3, в случае призыва в армию. Кроме того, Суд также установил, что не было достаточных доказательств, чтобы установить, что заявитель подвергался жестокому обращению в армии и что национальное расследование жестокого обращения было эффективным. Следовательно, нарушения статьи 3 обнаружено не было.

Published: 11 Feb 2010

Kayankin v Russia

Case Summary

Case No. 24427/02
Judgment date: 11 February 2010

Facts

This case concerns the excessive length of proceedings brought by the applicant to claim compensation for medical negligence by the State authorities. He had been drafted into the army despite suffering from a serious brain illness.

The applicant, a Russian national, was first examined by the military medical commission on 12 February 1997 and found “temporarily unfit” for military service. He was re-examined in October 1998 and April 1999 and found fit to serve; the applicant did not complain. The applicant’s military service began on 3 June 1999. Five months later he deserted and attended a psycho-neurology institute alleging health problems caused by ill-treatment in the army. He was diagnosed with a serious brain illness. In December 1999 the applicant was declared no longer fit to serve. Subsequent examinations concluded that the brain illness had developed prior to the applicant’s conscription however did not have clear physical symptoms.

On 19 January 2000 the applicant brought an action against the District Drafting Military Commission and the Priozersk District and Leningrad Regional Military Boards, seeking compensation for damage. He also asked the Town Court to set aside the decision of 3 June 1999 of the Priozersk District Military Board as unlawful, claiming that he should not have been drafted into the army as he had been seriously ill. During the subsequent years the hearing was postponed or adjourned for various reasons. On 18 March 2004, at the hearing, the applicant refused to undergo a medical examination, and on the same day the Town Court dismissed the action.

Judgment

In consideration of the length of the proceedings, the Court reiterated that the reasonableness must be assessed in the light of the circumstances of the case and with reference to the following criteria: the complexity of the case, the conduct of the applicant and the relevant authorities and what was at stake for the applicants in the dispute. It observed that it took the District Court several months to fix hearings. Furthermore, the defendants failed to appear on at least five occasions, which resulted in a delay of approximately seven months. Lastly, it took note of the period of four years and four months for the case consideration before two levels of jurisdiction and found a violation of Article 6 on excessive length of tort proceedings.

 

Comment

The applicant had also alleged that his conscription, his subsequent ill-treatment and the authorities’ failure to investigate it adequately violated Article 3. The Court however considered that the applicant did not complain about his health during the medical examinations, and since normal examination could not have detected the applicant’s illness, the Russian authorities did not have substantial grounds to believe that, owing to the applicant’s health, he would face a real risk of treatment prohibited by Article 3 if drafted into the army. Furthermore, the Court also found that there was insufficient evidence to establish that the applicant was subjected to ill-treatment in the army and that the domestic investigation of ill-treatment was effective. Therefore,  no breach of Article 3 was found.