ЕСПЧ: Решение GC
Продолжающиеся обязательства после решения о зачистке
(№ 44898/10), 05.07.16 

Факты

25 апреля 1998 г. заявитель Виктор Йеронович был задержан по подозрению в совершении нападения при отягчающих обстоятельствах. После допроса в отделении милиции после ареста он пожаловался в прокуратуру на жестокое обращение со стороны сотрудников милиции, которые пытались добиться от него признательных показаний. В отношении сотрудников милиции возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. 27 сентября 2000 г. заявитель был признан виновным в нападении и приговорен к девяти годам лишения свободы.

19 марта 2001 г. уголовное дело в отношении сотрудников милиции было прекращено за недостаточностью доказательств. В 2001 году заявитель подал жалобу в ЕСПЧ, но в феврале 2009 года, до рассмотрения дела ЕСПЧ, правительство Латвии сделало одностороннее заявление, признав несколько нарушений ЕКПЧ и согласившись выплатить компенсацию заявителю. В результате ЕСПЧ решил прекратить дело.

В октябре 2010 года заявитель обратился в прокуратуру с ходатайством о возобновлении уголовного дела, по которому он был осужден, и разбирательства в отношении предполагаемого жестокого обращения со стороны сотрудников милиции. В декабре 2010 года старший прокурор постановил, что дела не могут быть возобновлены в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, и отклонил его ходатайство. Таким образом, заявитель жаловался в ЕСПЧ на то, что отказ прокурора возобновить два уголовных дела лишил его каких-либо средств правовой защиты в отношении его утверждения по ст. 3 и 13 ЕКПЧ.

Решение

Большая палата ЕСПЧ постановила, что решение об исключении не отменяет продолжающееся процессуальное обязательство Правительства по проведению эффективного расследования нарушения ст. 3 ЕКПЧ. Компенсация и признание нарушения не освобождают от процессуального обязательства, поскольку в противном случае лица, совершившие жестокое обращение, остались бы безнаказанными. В отношении наиболее серьезных нарушений ЕКПЧ не следует использовать процедуру одностороннего заявления, позволяющую правительству уйти от ответственности.

ЕСПЧ не рассмотрел отказ прокурора в возобновлении уголовного дела, в результате которого заявитель был осужден, поскольку эта жалоба ранее была признана неприемлемой нижней палатой. ЕСПЧ ясно дал понять, что национальные правовые препятствия не могут использоваться для избежания продолжающегося обязательства расследовать жестокое обращение, в противном случае общий запрет пыток был бы неэффективным.

Комментарий

Этот случай представляет собой полезное руководство по односторонним заявлениям. Хельсинкский фонд по правам человека, выступая в качестве третьей стороны, указал, что меры, предложенные правительствами в их односторонних заявлениях, часто не устраняют в полной мере нарушения. Теперь ясно, что правительства не могут использовать декларации для установления своих процессуальных обязательств. Они должны выполнять свои обязанности в соответствии с ЕКПЧ в полном объеме независимо от условий их заявления (дополнительную информацию об односторонних заявлениях см. https://ehrac.wpengine.com/Evl7e).

Published: 5 Jul 2016 | By Eleanor Healy-Birt

Jeronovičs v Latvia

Case Summary

ECHR: GC Judgment
Continuing obligations after strike-out decision
(No. 44898/10), 05.07.16 

Facts

On 25 April 1998, the applicant, Viktors Jeronovičs, was arrested on suspicion of having committed aggravated assault. Following his questioning at the police station after his arrest, he complained to the public prosecutor’s office that he had been ill-treated by police officers who had tried to obtain a confession from him. Criminal proceedings were initiated against the police officers for abuse of power. On 27 September 2000, the applicant was found guilty of assault and sentenced to nine years’ imprisonment.

On 19 March 2001, the criminal proceedings against the police officers were discontinued on grounds of insufficient evidence. In 2001, the applicant submitted his application to the ECtHR, but, in February 2009, before the case was considered by the ECtHR, the Latvian government made a unilateral declaration admitting several breaches of the ECHR and agreeing to pay compensation to the applicant. As a result, the ECtHR decided to strike out the case.

In October 2010, the applicant requested the public prosecutor’s office to reopen the criminal proceedings in which he had been convicted and the proceedings concerning his alleged ill-treatment by police officers. In December 2010, a senior prosecutor decided that the cases could not be reopened under the Criminal Procedure Law and rejected his request. The applicant, therefore, complained to the ECtHR that the public prosecutor’s refusal to reopen the two sets of criminal proceedings had deprived him of any remedy in respect of his allegation under Art. 3 and Art.13 ECHR.

Decision

The Grand Chamber of the ECtHR held that the decision to strike out did not extinguish the Government’s continuing procedural obligation to conduct an effective investigation into a violation of Art. 3 ECHR. Compensation and acknowledgement of a violation did not discharge the procedural obligation because otherwise those who committed ill-treatment would enjoy impunity. For the most fundamental ECHR breaches, the unilateral declaration procedure should not be used to allow a government to escape responsibility.

The ECtHR did not consider the prosecutor’s refusal to reopen the criminal proceedings which led to the applicant’s conviction as this complaint had previously been declared inadmissible by the lower chamber. The ECtHR made clear that national legal obstacles cannot be used to avoid the continuing obligation to investigate ill-treatment, otherwise the general prohibition on torture would be ineffective.

Comment

This case provides useful guidance on unilateral declarations. The Helsinki Foundation for Human Rights, as a third-party intervener, pointed out that the measures proposed by governments in their unilateral declarations often did not fully redress the violations. It is now clear that governments cannot use declarations to prescribe their own procedural obligations. They must discharge their full duties under the ECHR regardless of the terms of their declaration (for more information on unilateral declarations, see http://ehrac.org.uk/Evl7e).