Дело № 7615/02

Дата решения: 01.01.2005

По словам заявителя, 17 декабря 2000 г. Саид-Хусейн поехал из Новых Атагов на рынок в Старые Атаги. Свидетели видели, как его задержали на блокпосту. Один увидел его на рынке и предложил подвезти, но он отказался. Другие видели машину, похожую на ту, которую он вел, в окружении военных в масках.

Впоследствии заявительница и ее муж обращались в различные прокуратуры и административные органы и посещали центры содержания под стражей в Чечне и за ее пределами, но получили мало информации. 5 января 2001 года прокуратура Шалинского района возбудила уголовное дело по факту похищения.

21 апреля 2001 г. было возбуждено уголовное дело, но почти сразу же прекращено. 26 февраля 2002 г. прокурор заявил, что Саид-Хусейн был увезен неизвестными в масках, и его местонахождение остается неизвестным. 5 июля 2002 года первый заместитель прокурора Чеченской Республики приказал возобновить расследование, но оно снова оказалось безуспешным. Заявительница и ее муж подали жалобу в Европейский суд 12 февраля 2002 г.

2 июня 2002 г. военнослужащие в камуфляжной форме якобы без ордера обыскали их дом, захватив вещи родственников, бежавших из Грозного. Старший офицер, сказав заявителю, что его зовут Александр Григорьевич, он же «Бумеранг», сказал, что они отвезут ее мужа в Шали. Еще четверо мужчин были задержаны. Заявитель собрал 30 свидетельских показаний в отношении этих событий. В Шали ее заверили, что с мужем все в порядке.

Во время ее последующего обыска военнослужащие в Старых Атагах указали, что они знают «Бумеранг», но ее просьбы о встрече с ним были воспрепятствованы. Правовая инициатива по Чечне и Хьюман Райтс Вотч написали письма заместителю Уполномоченного Президента России по правам человека в Чеченской Республике и прокурору Чеченской Республики с просьбой принять срочные меры.

2 июля 2002 г. заявительнице сообщили, что ее муж задержан террористической организацией, которая совершает преступления, замаскированные под федеральные силы, с целью их дискредитации. В августе 2002 года заявитель и родственники других пропавших без вести лиц посетили Шалинскую комендатуру. Военнослужащие признали, что были в Новых Атагах, но не вспомнили точную дату. Комендант якобы сообщил им, что в июне задержано 27 человек, 15 из них «ликвидированы». Далее заявительница была допрошена комендантом относительно финансирования ее жалобы в Европейский суд. Когда она отрицала уплату гонорара, он якобы заявил, что ее муж был задержан из-за его участия в финансировании повстанческой деятельности. Из разговора заявительница пришла к выводу, что задержание ее мужа было связано с ее заявлением, поскольку оба имели финансовые последствия.

Чтобы прочитать полное описание дела, перейдите по ссылкам ниже.

Published: 20 Jan 2005

Imakayeva v Russia

Case Summary

Case No. 7615/02

Decision Date: 20/1/2005

According to the applicant, on 17th December 2000, Said- Khuseyn drove from Novye Atagi to the market at Starye Atagi. Witnesses saw him being detained at a roadblock. One saw him at the market and offered him a lift, which he refused. Others saw a car similar to the one he was driving, surrounded by masked military personnel.

Subsequently, the applicant and her husband applied to various prosecutors and administrative authorities and visited detention centres in Chechnya and beyond, but received little information. On 5th January 2001, the Shali district prosecutor’s office initiated criminal proceedings regarding the kidnapping.

On 21st April 2001 a criminal investigation was opened, but adjourned almost immediately. On 26th February 2002, the prosecutor stated that Said-Khuseyn had been taken away by unknown masked persons and his location remained unknown. On 5th July 2002, the first deputy prosecutor of the Chechen Republic ordered the investigation be resumed, but this was again unsuccessful. The applicant and her husband filed a complaint with the European Court on 12th February 2002.

On 2nd June 2002, servicemen in camouflage allegedly searched their house without a warrant, seizing belongings of relatives who had fled Grozny. The senior officer, telling the applicant that his name was Aleksandr Grigoryevich, aka “Boomerang”, said that they would take her husband to Shali. Four other men were also detained. 30 witness statements were collected by the applicant regarding these events. At Shali, she was reassured all was well with her husband.

During her subsequent search, military personnel at Starye Atagi indicated that they knew “Boomerang”, but her requests to meet him were hindered. The Chechnya Justice Initiative and Human Rights Watch wrote letters to the deputy Representative of the Russian President on Human rights in the Chechen Republic and to the prosecutor of the Chechen Republic requesting urgent measures.

On 2nd July 2002, the applicant was informed her husband had been detained by a terrorist organisation that commits crimes disguised as Federal Forces in order to discredit them. In August 2002, the applicant and relatives of the other disappeared persons visited Shali commandatura. Servicemen there accepted they had been to Novye Atagi, but did not recall the exact date. The commandant allegedly told them 27 people had been detained in June and 15 of them were “eliminated”. Further, the applicant was questioned by the commandant regarding the financing of her application to the European Court. When she denied paying any fees he allegedly stated that her husband had been detained because of his involvement with financing the rebel activities. The applicant concluded from the conversation that her husband’s detention was linked to her application, because both had financial implications.

To read the full case summary, please follow the links below.