Форум: ЕСПЧ
№ дела: 27057/06 и 2 других
Дата приговора: 2 июля 2019 г.

Факты

Дело было инициировано тремя жалобами против Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые находились в заключении или содержались в следственном изоляторе. Каждый из них находился под постоянным видеонаблюдением в своих камерах под наблюдением охранников-женщин, что, по их утверждениям, нарушало их право на уважение частной жизни.

В неустановленный день третий заявитель подал жалобу на наблюдение за ним в Ингодинский районный суд. В июле 2013 года районный суд отклонил его жалобу, отметив, что статья 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статья 34 (1) Закона о предварительном заключении позволяют использовать аудио- и видеотехнику для наблюдения и контроля с помощью целью предотвращения побегов и других преступлений или нарушений внутреннего порядка, и что Конституционный суд установил, что наблюдение обеспечивает личную безопасность задержанных, уважение их прав и выполнение ими своих обязанностей.

В сентябре 2013 года Забайкальский районный суд оставил приговор суда первой инстанции без изменения.

Суждение

Суд установил, что постоянное наблюдение за заявителями камерой видеонаблюдения нарушило их право на уважение частной жизни в нарушение ст. 8. Не оспаривалось, что наблюдение за ними явилось вмешательством в их ст. 8 правильно.

Хотя, как утверждали российские власти, российский Уголовно-исполнительный кодекс и Закон о предварительном заключении разрешают использование видеонаблюдения таким образом, Суд постановил, что российская правовая база, касающаяся видеонаблюдения в местах содержания под стражей, не соответствует требованиям «Качество закона» (правовая определенность) требований Конвенции и что наблюдение заявителей, следовательно, не было «в соответствии с законом».

По российскому законодательству лицам, управляющим тюрьмами и центрами содержания под стражей, предоставлены неограниченные полномочия по ведению постоянного видеонаблюдения ».он не определяет с достаточной ясностью объем этих полномочий и способ их осуществления, чтобы предоставить отдельному лицу адекватную защиту от произвола. … [Н] национальная правовая база наделяет… неограниченными полномочиями по помещению каждого человека в предварительное или после вынесение приговора под постоянное - то есть днем и ночью - видеонаблюдение,  безоговорочно, в любом месте учреждения, включая камеры, на неопределенный срок, без периодических проверок«. Несмотря на то, что может потребоваться наблюдение за определенными помещениями или задержанными, российское законодательство не предоставляет задержанным никаких судебных или иных гарантий.

Кроме того, суд установил нарушение ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) в сочетании со ст. 8, на том основании, что на национальном уровне не было эффективных средств правовой защиты, позволяющих пострадавшим опротестовать видеонаблюдение (второй и третий заявители).

Комментарий

Не оспаривалось, что национальное законодательство допускало уровень наблюдения с помощью видеонаблюдения. Нарушение возникло не из-за несоблюдения внутренних законов, а из-за несоответствия самих законов. Этих законов не было «Достаточно четкие, точные и подробные, чтобы обеспечить надлежащую защиту от произвольного вмешательства властей.»Со ст. 8 прав.

Суд постановил (5-2) отказать в присуждении компенсации морального вреда, учитывая, среди прочего, что это решение неизбежно будет иметь последствия, выходящие за рамки дела. Двое несогласных судей назвали это «серьезная ошибка«, И истолковал это решение как предоставление большей снисходительности, включая невыплату убытков, Договаривающимся государствам с более низкими показателями соблюдения ЕКПЧ. В строго сформулированном мнении судьи заявили, что решение большинства составляет «наказывать заявителей, жалобы которых рассматриваются Судом как требующие структурных изменений в соответствующем государстве-участнике. Напротив, Суд должен поддерживать таких заявителей, которые проливают свет на системные нарушения Конвенции, а также добиваются индивидуального правосудия.».

Прочтите полное суждение о HUDOC. 

Прочтите блог EHRAC доктора Вероники Фикфак о повреждениях от боли и страданий.

Published: 2 Oct 2019

Gorlov & others v Russia

Case Summary

Forum: ECtHR
Case Nos: 27057/06 and 2 others
Judgment date: 2 July 2019

Facts

The case originated in three applications against the Russian Federation by Russian nationals who were either incarcerated or had been kept in a pre-trial detention centre. Each was subject to constant CCTV surveillance in their cells, monitored by female guards which they argued was in breach of their right to respect for private life.

On an unspecified date the third applicant lodged a complaint regarding his surveillance at the Ingodinskiy District Court. In July 2013 the District Court dismissed his complaint, observing that Article 83 of the Russian Code of Execution of Criminal Sentences and section 34(1) of the Pre-trial Detention Act enabled the use of audio and video equipment for surveillance and control with a view to preventing escapes and other crimes or breaches of internal order, and that the Constitutional Court had found that surveillance ensured detainees’ personal safety, respect for their rights and performance of their obligations.

In September 2013 the Zabaykalskiy Regional Court upheld the first-instance judgment.

Judgment

The Court found that the permanent CCTV camera monitoring of the applicants breached their right to respect for their private life in contravention of Art. 8. It was not in dispute that their surveillance constituted an interference with their Art. 8 right.

Although, as the Russian government argued, the Russian Code of Execution of Criminal Sentences and the Pre-trial Detention Act permitted the use of CCTV monitoring in this manner, the Court held that the Russian legal framework concerning video surveillance in detention did not meet the “quality of law” (legal certainty) requirements of the Convention and that the applicants’ surveillance was not therefore “in accordance with the law”.

Russian law gave unrestricted power to those administering prisons and detention centres to carry out permanent video surveillance “it does not define with sufficient clarity the scope of those powers and the manner of their exercise so as to afford an individual adequate protection against arbitrariness.  … [T]he national legal framework vests … an unrestricted power to place every individual in pre-trial or post-conviction detention under permanent – that is day and night – video surveillance,  unconditionally, in any area of the institution, including cells, for an indefinite period of time, with no periodic reviews“. Whilst it may be necessary to monitor certain areas or detainees, Russian law did not provide detained persons with any judicial or other safeguards.

In addition, the Court found a violation of Art. 13 (right to an effective remedy), taken in conjunction with Art. 8, on the ground that there was no effective remedy at the domestic level to enable those affected to contest the video surveillance (second and third applicants).

Comment

It was not disputed that domestic law permitted the level of CCTV surveillance undertaken. The violation did not arise from a failure to comply with domestic laws, but from the inadequacy of the laws themselves. These laws were not “sufficiently clear, precise and detailed to have afforded appropriate protection against arbitrary interference by the authorities” with Art. 8 rights.

The Court decided (5-2) to refuse to award non-pecuniary damages considering, inter alia, that it was inevitable that the judgment would have effects beyond the confines of the case. Two dissenting judges called this a “grave error“, and interpreted the  decision as giving greater leniency, including the non-payment of damages, to Contracting States with poorer records of compliance with the ECHR.  In a strongly worded opinion, the judges stated that the majority’s decision amounted “to penalising applicants whose complaints are seen by the Court as requiring structural changes in the State party concerned. On the contrary, the Court should support such applicants who shed light on systemic violations of the Convention while also seeking individual justice”.

Read the full judgment on HUDOC.  

Read Dr Veronika Fikfak’s EHRAC Blog on Damages for Pain and Suffering