Джиоева и другие; Кудухова и Кудухова; и Наниева и Багаев против Грузии

29 Январь 2019
Dzhioyeva & others; Kudukhova & Kudukhova; and Naniyeva & Bagayev v Georgia
Карта Грузии с изображением Цхинвали

Форум: ЕСПЧ
№ дела 24964/09 и др.
Дата решения о приемлемости: 29 января 2019 г.

Факты

Во всех трех случаях заявителями являются граждане России, проживающие в Цхинвальском регионе Южной Осетии. Они жаловались, что их жизни подверглись опасности из-за действий грузинских вооруженных сил во время конфликта с Россией в августе 2008 года, и что в результате их собственность была повреждена или уничтожена.

Первый заявитель в Джиоева утверждала, что в тот же день, когда президент Грузии сделал заявление о том, что войны в Южной Осетии не будет, она услышала артиллерийский огонь и спряталась в подвале, а затем под шквальным огнем бежала из Цхинвала в Россию. Ее квартира была разрушена в результате обстрела и пожара. Двое других заявителей в Джиоевадочери первого заявителя бежали из Цхинвала в другое село, прежде чем все они воссоединились во Владикавказе.

В Кудухова, заявители - мать и дочь - бежали из Цхинвала, поскольку военные действия усиливались, и отправились в Беслан (Россия), чтобы остаться с родственником. В конце августа 2008 года они вернулись в свой дом, который был поврежден во время конфликта. Муж первой заявительницы и отец второй заявительницы умерли в результате стресса, перенесенного во время конфликта.

В Наниева, заявители укрылись в течение трех дней в своем подвале во время боевых действий без еды, воды и электричества. Им угрожали грузинские солдаты. Они поехали в Россию, где их перевели из лагерей. По возвращении они обнаружили, что их квартира и ее содержимое были полностью разрушены.

Заявители указали на нарушение ст. 2 (право на жизнь), 3 (запрещение бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), 5 (1) (право на свободу и безопасность), 8 (право на уважение частной и семейной жизни), 13 (право на эффективные средства правовой защиты) и 14 (запрет дискриминации) и статья 1 Протокола № 1 (защита собственности).

Решение

В отношении главной заявительницы по первому делу, Хадизат Джиоевой, Суд постановил, что она подняла вопрос prima facie дело по ст. 2, что переложило бремя на Правительство по предоставлению убедительных объяснений. Однако Суд еще не смог определить приемлемость ее жалобы по ст. 2 и 3 на основании доказательств, представленных в ее заявлении, и единогласно постановили уведомить Правительство Грузии о ее заявлении по ст. 2, 3, 13 и 14.

Суд признал все требования остальных шести заявителей неприемлемыми как явно необоснованные. В отношении всех имущественных требований заявителей Суд постановил, что заявители не продемонстрировали права собственности на свою собственность или не предоставили достаточных prima facie доказательства уничтожения или повреждения их движимого имущества. Суд признал, что в контексте боевых действий могут возникнуть трудности с получением таких доказательств; однако он отметил, что в предыдущих делах, рассматриваемых Судом, заявители, поднимавшие аналогичные вопросы, могли предоставить документальные доказательства от местных властей, подтверждающие причиненный ущерб и его размер.

Что касается принудительного побега из зоны вооруженного конфликта, хотя всем заявителям пришлось искать убежище в другой стране на короткие периоды времени, Суд отметил, что все они вернулись, чтобы жить в своих домах через несколько недель после событий, и их стресс и дискомфорт не являются вмешательством в их искусство. 8 прав.

За исключением главного заявителя по первому делу, Хадизат Джиоевой, Суд признал другое ст. 2 жалобы на явно необоснованные на том основании, что заявители покинули свои дома либо до начала боевых действий и вернулись домой после их окончания, либо не представили «Убедительный prima facie доказательства того, что боевые действия происходили в непосредственной близости от них с такой интенсивностью и способом, что поставили бы под прямую угрозу их жизни ». Что касается ст. 3 Суд указал, что заявители также не представили «prima facie» доказательства того, что действия грузинской армии носили такой характер и имели целью унизить их и причинить им моральные страдания ». Признавая, что ситуация вооруженного конфликта сама по себе ставит под угрозу человеческое достоинство и жизнь, Суд, однако, пришел к выводу, что такая ситуация не всегда равносильна обращению, противоречащему Ст. 3.

Комментарий

Это решение о приемлемости было принято более чем через десять лет после августовского вооруженного конфликта в Южной Осетии 2008 года, в ходе которого 800 человек погибли, еще тысячи были перемещены. По состоянию на январь 2019 г. почти 2000 индивидуальных жалоб, касающихся военных действий в 2008 году против Грузии, России или обоих государств, ожидающих рассмотрения в Суде, включая 32 предоставлены EHRAC и Ассоциацией молодых юристов Грузии. (Тбилиси), а также Грузия - Россия II (№ 38263/08) межгосударственное дело, решение по которому еще не вынесено, после слушания в Большой палате 23 мая 2018 г. Между тем решение ЕСПЧ отложить рассмотрение дела первой заявительницы еще больше задерживает ее поиски правосудия.

Читайте полные суждения о HUDOC в:

Published: 29 Jan 2019 | By Emily Campbell & Roman Kiselyov

Dzhioyeva & others; Kudukhova & Kudukhova; and Naniyeva & Bagayev v Georgia

Case Summary

Forum: ECtHR
Case Nos. 24964/09 et al.
Admissibility decision date: 29 January 2019

Facts

Map of Georgia showing Tskhinvali

In all three cases the applicants are Russian nationals residing in the Tskhinvali region of South Ossetia. They complained that their lives were endangered by the activities of the Georgian armed forces during the August 2008 conflict with Russia, and that their property was damaged or destroyed as a result.

The first applicant in Dzhioyeva alleged that, the same day as an announcement from the Georgian president that there would be no war in South Ossetia, she heard artillery fire and hid in the basement, before fleeing Tskhinvali to Russia under heavy fire. Her apartment was destroyed by shelling and a fire. The two other applicants in Dzhioyeva, the first applicant’s daughters, fled Tskhinvali to another village, before they were all reunited in Vladikavkaz.

In Kudukhova, the applicants – a mother and daughter – fled Tskhinvali as the hostilities were intensifying and travelled to Beslan (Russia) to stay with a relative. At the end of August 2008, they returned to their home, which had been damaged during the conflict. The first applicant’s husband and second applicant’s father died as a result of the stress suffered during the conflict.

In Naniyeva, the applicants sheltered for three days in their basement during the hostilities with no food, water or electricity. They were threatened by Georgian soldiers. They travelled to Russia where they were moved between camps. On their return, they found that their apartment and its contents were completely destroyed.

The applicants raised violations of Arts. 2 (right to life), 3 (prohibition of inhuman or degrading treatment), 5(1) (right to liberty and security), 8 (right to respect for private and family life), 13 (right to effective remedy) and 14 (prohibition on discrimination), and Article 1 of Protocol No. 1 (protection of property).

Decision

With respect to the lead applicant in the first case, Khadizat Dzhioyeva, the Court held that she had raised a prima facie case under Art. 2 which shifted the burden to the Government to provide a convincing explanation.  However, the Court could not yet determine the admissibility of her complaint under Arts. 2 and 3 on the basis of the evidence provided in her application and decided unanimously to give notice to the Georgian Government of her application under Art. 2, 3, 13 and 14.

The Court determined all claims of the other six applicants inadmissible as manifestly ill-founded. In relation to all applicants’ property claims, it held that the applicants had failed to show ownership of their properties or to provide sufficient prima facie evidence of the destruction or damage to their movable property. The Court acknowledged that the context of hostilities may cause difficulties in acquiring such evidence; however, it noted that in previous cases before the Court, applicants raising similar issues had been able to submit documentary evidence from the local authorities attesting to the damage suffered and its extent.

In relation to forced escape from the zone of armed conflict, although all the applicants had had to seek refuge in another country for short periods, the Court noted that they had all returned to live in their homes a few weeks after the events, and their stress and discomfort did not amount to an interference with their Art. 8 rights.

With the exception of the lead applicant in the first case, Khadizat Dzhioyeva, the Court declared the other Art. 2 claims to be manifestly ill-founded on the basis that the applicants left their homes either before the hostilities started and returned home after they were over, or failed to produce “convincing prima facie evidence that the hostilities took place in their proximity in such intensity and manner that would have directly endangered their lives”. With regard to Art. 3 the Court stated that the applicants also failed to provide “prima facie evidence that the activities of the Georgian army were of such nature and with the aim to humiliate them and cause them mental suffering”. Acknowledging that the situation of an armed conflict in itself puts human dignity and lives under threat, the Court, however, concluded that such a situation does not always amount to treatment contrary to Art. 3.

Comment

This admissibility decision comes more than ten years after the 2008 August armed conflict in South Ossetia in which 800 people died and thousands more were displaced. As at January 2019, there are almost 2000 individual applications concerning the hostilities in 2008 against Georgia, Russia or both states pending before the Court, including 32 brought by EHRAC and the Georgian Young Lawyers’ Association (Tbilisi), as well as the Georgia v Russia II (No. 38263/08) interstate case, which is pending judgment, following a hearing before the Grand Chamber on 23 May 2018. Meanwhile, the ECtHR’s decision to postpone its findings with respect to the first applicant adds further delay to her search for justice.

Read the full judgments on HUDOC in: