Дело № 30613/05 и 30615/05
Дата приговора: 11 февраля 2010 г.

Факты

Сыновья заявителей были членами незаконного вооруженного формирования в Чечне. Они сдались пехотному полку группы российских федеральных сил «Запад» 14 марта 2000 года во время амнистии, объявленной Государственной Думой. 17 марта 2000 г. на их имя были выданы документы, в которых зафиксирована добровольная сдача оружия и изложено решение властей не возбуждать против них уголовное дело в соответствии с Законом об амнистии. Заявители не были свидетелями похищения, и описание событий основано на свидетельских показаниях, собранных ими после исчезновения их сыновей. Правительство утверждало, что двое мужчин были освобождены. Суд особо отметил отсутствие надлежащих записей об их задержании и освобождении. Заявители не получали известий о своих сыновьях с 17 марта 2000 г.

Суждение

Суд постановил, что в контексте чеченского конфликта мужчины должны считаться умершими, учитывая их отсутствие в течение нескольких лет после непризнанного задержания государственными военнослужащими. Поскольку российское правительство не представило никаких доказательств их задержания или освобождения, а двоих мужчин в последний раз видели живыми под стражей, суд постановил, что смерть приписывается государству. В отсутствие каких-либо оправданий в отношении применения силы со смертельным исходом представителями государства имело место нарушение статьи 2.

Суд также установил нарушение процессуального аспекта статьи 2 в связи с неспособностью властей провести эффективное расследование исчезновений.

Была нарушена статья 3 в отношении страданий заявителей в результате исчезновения их сыновей.

Суд также установил, что сыновья заявителей содержались под непризнанным содержанием под стражей без каких-либо гарантий, что представляло собой особо серьезное нарушение статьи 5 Конвенции.

Напоминая, что в подобных обстоятельствах, когда уголовное расследование исчезновения было неэффективным и эффективность любого другого средства правовой защиты, которое могло существовать, включая гражданско-правовые средства правовой защиты, предложенные властями Российской Федерации, соответственно, была подорвана, государство не смогло обязательство по статье 13 в совокупности со статьей 2 Конвенции.

Обоим заявителям было присуждено 60 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Published: 11 Feb 2010

Dubayev and Bersnukayeva v Russia

Case Summary

Case No. 30613/05 and 30615/05
Judgment date: 11 February 2010

Facts

The applicants’ sons were members of an illegal armed group in Chech­nya. They surrendered to an infantry regiment of the Russian Federal Forc­es Group ‘West’ on 14 March 2000, during an amnesty announced by the State Duma. On 17 March 2000, documents were issued in their names recording the voluntary surrender of their weapons and setting out the decision of the authorities not to institute criminal proceedings against them in application of the Amnesty Act. The applicants had not witnessed the abduction and the accounts of the events are based on the witness statements collected by them after the disappearance of their sons. The Government submitted that the two men had been released. The Court specifically noted the absence of proper records in respect of their detention and release. The applicants have had no news of their sons since 17 March 2000.

Judgment

The Court found that, in the context of the Chechen con­flict, the men must be presumed dead given their absence for several years following unacknowledged detention by State servicemen. As the Russian Government failed to provide any evidence of their de­tention or release, and the two men had last been seen alive in State cus­tody, the Court found the deaths attributable to the State. In the absence of any justification in respect of the use of lethal force by State agents, there was a violation of Article 2.

The Court also found a breach of the procedural aspect of Article 2 on account of the authorities’ failure to carry out an effective investigation into the disappearances.

There was a violation of Article 3 in respect of the appli­cants’ suffering as a result of their sons’ disappearance.

The Court further found that the applicants’ sons were held in unacknowledged detention without any safeguards, amounting to a particularly grave violation of Article 5 of the Convention.

Reiterating that in circumstances, such as these, where a criminal investigation into the disappearance had been ineffective and the effectiveness of any other remedy that might have existed, including civil remedies suggested by the Government, had consequently been undermined, the State had failed in its obligation under Article 13 in conjunction with Article 2 of the Convention.

Both applicants were awarded 60,000 EUR in respect of non-pecuniary dam­ages.