Алиев против Армении, Акопян против Азербайджана и др.

2 Октябрь 2019
Aliyev v Armenia, Hakobyan v Azerbaijan et al.

Форум: ЕСПЧ
№ приложений: 25589/16, 25576/16, 74566/16, 74508/16
Дата приговора: 9 июля 2019 г.

Факты

ЕСПЧ сообщил о четырех случаях, возбужденных лицами (две семьи в Азербайджане и две в Нагорном Карабахе), чьи дома были обстреляны вооруженными силами Армении и Азербайджана в апреле 2016 года. Военные действия между двумя странами Кавказа продолжаются после начала войны. в 1992 году из-за спорной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Несмотря на соглашение о прекращении огня в 1994 году, повторяющиеся нарушения имели место, причем самое серьезное нарушение имело место в Апрель 2016 года, известный как «Четырехдневная война»..

В период со 2 по 5 апреля 2016 года армянские и азербайджанские силы обстреляли города и села, граничащие с линией соприкосновения между НКР и Азербайджаном, в том числе те, где проживали заявители:

  • Г-н Алиев и его семья были разбужены снарядами, разорвавшимися вокруг их дома в Гапанлы 4.4.16. Дом был поврежден, но семья избежала травм;
  • Г-н Аллахвердиев и его семья эвакуировали Тапгарагоюнлу рано утром 2.4.16, однако на следующий вечер (по возвращении) г-н Аллахвердиев был ранен в лицо, а его имущество было повреждено в результате обстрела;
  • Г-н Акопян и его жена покинули Матагис 2.4.16 после того, как в результате бомбардировки были выбиты окна в их доме и в стене образовалась дыра размером 2 x 1 метр;
  • Г-н и г-жа Оганян и их семья также были разбужены в Талыше нападением 2.4.16; Во время эвакуации трое членов семьи были ранены, их имуществу был нанесен значительный ущерб, и они потеряли часть своего домашнего скота.

Сообщенные вопросы

Заявители жалуются, что нападения поставили под угрозу их жизнь, нанесли телесные повреждения и нанесли ущерб их собственности. Суд направил сторонам вопросы относительно:

  • право на жизнь (ст. 2)
  • запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение (ст. 3)
  • право на уважение их семейной жизни или жилища (ст. 8)
  • право на беспрепятственное пользование своей собственностью (ст. 1 Протокола № 1)
  • право на эффективное средство правовой защиты (статья 13)
  • право не подвергаться дискриминации по признаку этнической или национальной принадлежности (статья 14)

Комментарий

Первый вопрос для Суда будет заключаться в том, подпадают ли жалобы под юрисдикцию соответствующих государств (статья 1). Юрисдикция является «преимущественно территориальной», но в исключительных случаях может возникать в обстоятельствах «полномочий и контроля государственного агента» и «эффективного контроля над территорией». В контексте спора по НКР Большая палата в Чигаров и другие против Армении [GC] (№ 13216/05, 16.06.15 г., п. 186) постановил, что Армения осуществляет «эффективный контроль» над НКР и прилегающими территориями.

Также имеет значение, нарушили ли государства ст. 2 (1), поставив под угрозу жизни заявителей в результате обстрела. Суд разбивает этот вопрос на четыре подвопроса, в том числе, соответствовала ли примененная сила Конвенции. или международное гуманитарное право (МГП) (курсив мой).

Формулировку этих вопросов можно рассматривать как попытку сориентироваться в различных нормах Конвенции и МГП. Ландес и Басс изложили этот вопрос Суду (в «Согласование норм международного гуманитарного права с нормами европейского права прав человека»), Что существуют возможности для военных действий (которые наносят ранения гражданским лицам или наносят ущерб их собственности), которые могут быть признаны законными в соответствии с МГП ( lex specialis в международном конфликте), не удовлетворяя критерию «абсолютной необходимости» ст. 2 (2). Суд, осведомленный об этом вопросе, заявил в Варнава и другие против Турции (№16064/90, 18.09.09 г.), что «статью 2 следует толковать, насколько это возможно, в свете общих принципов международного права, включая нормы международного гуманитарного права, которые играют незаменимую и общепризнанную роль в смягчении жестокости и бесчеловечности вооруженного конфликта» (п. 185).

Как ранее подчеркивала Большая палата, такие дела в конечном итоге требуют мирного политического урегулирования между двумя государствами (см. Чигаров против Армении [БП] (справедливое удовлетворение), № 13216/05, 12.12.17, п. 48Саргсян против Азербайджана [БП] (справедливое удовлетворение), № 40167/06, 12.12.17, п. 30).

Читайте полные сообщения о случаях на HUDOC: Алиев v АрменияАллахвердиев v АрменияАкопян v АзербайджанОганян и др. v Азербайджан;

Published: 2 Oct 2019 | By Oliver Saunders

Aliyev v Armenia, Hakobyan v Azerbaijan et al.

Case Summary

Forum: ECtHR
Application Nos: 25589/16, 25576/16, 74566/16, 74508/16
Judgment date: 9 July 2019

Facts

The ECtHR has communicated four cases, brought by individuals (two families in Azerbaijan and two in Nagorno-Karabakh) whose homes were shelled by the armed forces of Armenia and Azerbaijan in April 2016. Hostilities between the two Caucasus nations have been ongoing since war broke out in 1992 over the disputed Nagorno-Karabakh Republic (NKR). Despite a ceasefire agreement in 1994, recurring breaches have occurred, with the worst breach taking place in April 2016 known as the “Four-Day War”.

Between 2 and 5 April 2016, Armenian and Azerbaijani forces shelled towns and villages bordering the line of contact between NKR and Azerbaijan, including those where the applicants lived:

  • Mr Aliyev and his family were awoken by shells exploding around their house in Gapanli on 4.4.16. The home was damaged but the family escaped injury;
  • Mr Allahverdiyev and his family evacuated Tapgaragoyunlu in the early morning of 2.4.16, however the following evening (upon returning) Mr Allahverdiyev was injured in the face and his property damaged by shellfire;
  • Mr Hakobyan and his wife left Mataghis on 2.4.16 after the bombardment had shattered the windows of their home and left a 2 x 1 metre hole in the wall;
  • Mr and Mrs Ohanyan and their family were also awoken in Talish by the attack on 2.4.16; three family members were injured during the evacuation, their property sustained significant damage and they lost some of their livestock.

Questions communicated

The applicants complain that the attacks put their lives at risk, caused injuries and damaged their properties. The Court communicated questions to the parties regarding:

  • the right to life (Art. 2)
  • the prohibition of inhuman and degrading treatment (Art. 3)
  • the right to respect for their family life or home (Art. 8)
  • the right to peaceful enjoyment of their property (Art. 1 of Protocol No. 1)
  • the right to an effective remedy (Art. 13)
  • the right not to be discriminated against, on the basis of ethnicity or nationality (Art. 14)

Comment

The first question for the Court will be whether the complaints fall under the jurisdiction of the relevant states (Art.1). Jurisdiction is “primarily territorial”, but may exceptionally arise in circumstances of “State agent authority and control” and “effective control over an area”. In the context of the NKR dispute, the Grand Chamber in Chigarov and Others v Armenia [GC] (No. 13216/05, 16.06.15, para. 186) held that Armenia exercised “effective control” over the NKR and surrounding territories.

Also of significance is whether the states breached Art. 2(1) by putting the lives of the applicants in danger from shelling.  The Court breaks down this issue into four sub-questions including whether the force used was in compliance with the Convention or international humanitarian law (IHL) (emphasis added).

The framing of these questions can be viewed as an attempt to navigate the differing norms of the Convention and IHL. Landais and Bass outlined the issue for the Court (in “Reconciling the rules of international humanitarian law with the rules of European human rights law”), that there is scope for military action (that injures civilians or damages their property) to be found lawful under IHL (the lex specialis in international conflict), whilst failing to satisfy the “absolute necessity” test of Art. 2(2). The Court, cognisant of this issue, stated in Varnava and others v Turkey (No. 16064/90, 18.09.09) that “Article 2 must be interpreted so far as possible in light of the general principles of international law, including the rules of international humanitarian law which play an indispensable and universally accepted role in mitigating the savagery and inhumanity of armed conflict” (para. 185).

As the Grand Chamber has previously emphasised, such cases ultimately require a peaceful political settlement between the two states (see Chigarov v Armenia [GC] (just satisfaction), No. 13216/05, 12.12.17, para. 48; Sargsyan v Azerbaijan [GC] (just satisfaction), No. 40167/06, 12.12.17, para. 30).

Read the full communicated cases on HUDOC: Aliyev v Armenia; Allahverdiyev v Armenia; Hakobyan v Azerbaijan; Ohanyan & others v Azerbaijan;